СМИ о КД | Журнал Кружковое движение

Зачем «цифровые кентавры» играют в го

Под таким заголовком на сайте metkere.com размещен материал Владислава Плотникова, Маргариты Москвиной и Анна Леонтьевой о программе проекта «Практики будущего» КД НТИ «Цифровой кентавр».

11 мая 1997 г. суперкомпьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова в шахматы, а уже в следующем году чемпион мира провел первое соревнование «Шахматы кентавров», где выступили пары человек-компьютер. Так появился термин «цифровой кентавр» – система из человек и машины, которая за счет правильно организованного взаимодействия работает эффективнее, чем самые сильные люди и лучшие компьютерные решения.
Второй год проект «Практики будущего» Кружкового движения НТИ развивает R&D‑программу «Цифровой кентавр», в рамках которой школьники, студенты и молодые ученые исследуют, при каких условиях и в каких сферах человек и ИИ могут совместно обучаться и работать эффективнее, чем по отдельности.

Хорошей платформой для отработки новых принципов взаимодействия человека и ИИ выступает игра в го. Весной 2021 г. состоялся хакатон «Игры разумов», организованный проектом «Практики будущего» Кружкового движения НТИ, на котором команды студентов и школьников разрабатывали решения для синхронизации человека и ИИ во время игры в го. Созданные программы по запросу выдают игроку различные подсказки, повышая, тем самым, шансы на победу в этой логической игре.

Подготовка к хакатону началась в 2020 г. Над проектом трудились две команды разработчиков: Vova.pro и AmberCore, которые развернули многопользовательский сервер, позволяющий проводить игру в го в нескольких режимах: со случайным соперником, с ИИ, с конкретным игроком. Сервер позволял во время игры получать подсказки от искусственного интеллекта Leela Zero.

Для «матча кентавров» программисты доработали Leela Zero, написали собственные реализации подсказок, изменили формат вывода данных, обучили платформу играть на доске 13 на 13 пунктов.


После такой подготовки «Практики будущего» запустили хакатон для участников в возрасте 16-24 лет. Командам необходимо было разработать интерфейс, с помощью которого игрок в го может взаимодействовать с Leela Zero в ходе матча. В финал хакатона пробились 20 команд. В течение месяца им предстояло доработать и протестировать системы на соревнованиях мирового уровня.

В июне во Владивостоке прошел Чемпионат мира по игре в го, в рамках которого и был организован первый «матч кентавров». Роль «цифровых кентавров» примерили начинающие игроки и любители из числа студентов ДВФУ, участники чемпионата, а также бизнесмены и политики.

«Цифровые кентавры» играли друг против друга, используя компьютерные системы, разработанные участниками хакатона. Обращаясь к искусственному интеллекту Leela Zero, игрок мог воспользоваться одной из подсказок, заложенных в систему. За каждую использованную подсказку у «кентавра» снимали игровые очки.
Всего во Владивостоке сыграли 70 матчей «цифровых кентавров», что позволило наработать большой объем данных для дальнейшего изучения и развития концепции системы человек+ИИ.
СМИ о КД