СМИ о КД | Журнал Кружковое движение

Как работает уникальная государственная школа «Надежда Сибири»

Лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов и директор лицея «Надежда Сибири» Лариса Потеряева на Всероссийском съезде, посвященном 100-летию кружкового движения в России. Санкт-Петербург, 2021 г.

Lenidor рассказывает о первой школе НТИ в России — о новосибирском лицее №22 «Надежда Сибири».


Представьте себе лицей, который подготовил более 400 призеров и победителей региональных, российских и международных соревнований. Старшеклассники которого проходят практику в клиниках и лабораториях, а дети в средних классах могут выбирать из более 100 направлений внеурочной деятельности. Этот лицей сократил число уроков и даже учебных дней и вообще оценивает работу учителя не по часам. Вместо школьной формы можно носить мерч победителей всевозможных соревнований. Все это кажется приятной фантазией, просто потому что так не бывает — во всяком случае, в школе, находящейся в системе заданных стандартов. Но такой лицей существует и процветает в Новосибирске.

Лицей «Надежда Сибири» открылся за два года до первой русской революции. За 118 лет ему довелось побывать и женской гимназией, и трудовой школой, работать в три смены в военные годы, принимая на обучение эвакуированных детей со всего союза. Лицей маленькая копия всей истории страны, чутко и четко реагирующая на все, что в ней и с ней происходило.

Сейчас это центр подготовки к самым перспективным и престижным российским и международным соревнованиям. Такая стратегия возникла с приходом на должность директора Ларисы Потеряевой, увидевшей в олимпиадном движении больше возможностей, чем в сдаче ЕГЭ. Объяснить, почему нельзя тратить лучшие школьные годы только на подготовку к экзаменам, было сложно не только всевозможным ведомствам, но даже учителям и родителям. 

«Я говорю родителям первоклассников, — рассказывает Лариса Владимировна, — что если они пришли сюда, чтобы сдать ЕГЭ, им стоит забрать документы, и не скрываю эту позицию. Наша задача воспитать личность, а не сдать ЕГЭ. Наша задача не нагнетать страх перед экзаменом, не преувеличивать его значимость, а показывать альтернативные пути поступления. Со страхом мы боремся на тренингах, которые проводим для тех, кто учится в 9 и 11 классах, а чтобы рассказать о других способах поступления в вуз, наша школа буквально с первых классов готовит детей к научным, практическим и командным олимпиадам. Мы не просто уделяем много времени подготовке. Мы создали систему поощрения за победы. Например, победители в Национальной технологической олимпиаде и в треке Junior, и в треке для 8−11 классов, к которой наш лицей готовит детей системно, получают дополнительные дни к каникулам, для них пекут пироги с логотипом Олимпиады, им аплодируют на праздничной линейке и неважно, победили они или только прошли в финал. Старшеклассники становятся наставниками для младших, которые участвуют в треке для 5−7 классов, и получают за свою работу поощрение, в том числе и материальное. Мерч Олимпиады, Worldskills — альтернатива школьной форме. Победил? Тебе дали мерч? Носи его вместо кофточки с галстучком. Дети надевают его с удовольствием, а те, у кого его нет, стремятся его получить. Мы создали в лицее моду на ум, активность и деятельность. ЕГЭ останется сдать на минимальные 75 баллов, которые, я уверена, может получить каждый, кто не сильно волнуется».

Индивидуальный план — не роскошь, доступная отдельным детям, а совершенно обыденная для «Надежды Сибири» данность. Он есть у каждого ученика и состоит отнюдь не из графика уроков и дополнительных занятий. Да, с 9 класса подростки выбирают свое направление: медицинский, инженерный, социальный (управление и менеджмент — УМ), ПИ — прикладная информатика, педагогический (ОМ — образовательный менеджмент), социально-экономический классы. Они ходят на практику в клиники, вузы, лаборатории. В их планах обязательно есть время для олимпиад, проектных смен, хакатонов. Часть времени посвящена подготовке к ЕГЭ, но это именно часть, и далеко не самая большая.

Все дополнительные занятия, на которые идут мотивированные дети, создавая особенную атмосферу работы в среде самых заинтересованных, тоже учитываются. А чем меньше уроков, тем лучше и для школьников, и для преподавателей, считает руководство. Так появилась система каникул «пять недель учимся, шестую отдыхаем» (и резко сократилось число болеющих детей, в том числе на почве неврозов и усталости), дополнительные выходные для победителей олимпиад, а у старшеклассников осталось три−четыре (в зависимости от профиля) учебных дня в неделю: остальные дни отведены для практики в тех местах, куда люди хотят идти учиться или работать.

Тем, кто сегодня сидит за партой, придется работать головой: в лицее это поняли сразу. И это понимание быстро повлекло за собой действия. Мало разбираться в том, как работает то или иное приложение, понимать, где будет применен искусственный интеллект, каким должен быть пароль от карты. Все эти знания важны на уровне потребителя, но потребителей лицей не собирался растить никогда. Разработчики технологий, те, кто будет придумывать и создавать их, — вот кто нужен миру еще позавчера.

Находясь в такой логике подготовки детей к будущему, лицей избирательно относится ко всему, что может этому помешать или помочь. Нужно ли отправлять на олимпиады самых одаренных? Нет, потому что не самым одаренным тоже нужно будет как-то жить. Нужно отправлять детей туда, где выявление теоретических знаний — не первая задача, хотя таких олимпиад большинство. Нужно давать как можно больше практики и поощрять ее продолжение в школе.

Для того чтобы понять, стоит ли ребенку заниматься разработкой полезных технологических девайсов или ему ближе творчество и гуманитарные науки, начиная с шестого класса происходит распределение детей по разным направлениям. Система очень пластична. Ребенок может постоянно переходить из одного направления в другое, потому что в лицее считают, что именно этот период — среднее звено — время, когда важно определить интересы и склонности человека. К девятому классу с интересами определяется большинство, и остается целых три года на углубленное изучение того, что ты выбрал, и получение реальной практики в компаниях и вузах, сотрудничающих с лицеем. 

Лицей «Надежда Сибири» вместе с работающими в нем учителями, тьюторами и руководством, хочется клонировать и воссоздать эту модель во всех 85 регионах России. Возможно, даже одного лицея на регион хватило бы для того, чтобы в стране появилась устойчивая система альтернативного образования на уровне государственной школы. Но пока такая возможность остается только на уровне научной фантастики, лицей взял шефство над несколькими сельскими школами и помогает им: консультации учителей, членов администрации, проведение семинаров и вебинаров по разработке образовательных программ школ и документов для участия в грантах и проектах, дистанционное обучение детей педагогами лицея, профильные школы на базе лицея для детей подшефных школ, помощь в участии в соревнованиях и конкурсах, психологическое сопровождение и многое другое.
СМИ о КД