На сайте «Летидор» опубликовали статью pr-директора Национальной технологической олимпиады Екатерины Баяндиной о детях, которых родители не отпускали на Олимпиады НТИ, и собственных похожих воспоминаниях. В журналистском исследовании автор расспрашивает школьников о сложившейся ситуации, ищет причины желания помешать ребенку заниматься любимым делом, а дети дают советы сверстникам, оказавшимся в похожей ситуации.
В публикации написано, что в идеальной картине мира родитель видится исключительно союзником ребенка, особенно когда тот заявляет о желании поучаствовать в интеллектуальном конкурсе. Однако организаторы Олимпиады КД НТИ (сейчас – Национальной технологической олимпиады, НТО) столкнулись с другой тенденцией: 38% опрошенных участников признались, что их родители или учителя по разным причинам были против их поездок, а иногда и дистанционной работы на олимпиадах.
На условиях анонимности двое подростков согласились рассказать Екатерине, почему их родители отказались пускать их на олимпиады.
Первый из них, названный в статье Никитой, согласился на интервью, чтобы помочь тем, кто тоже чувствовал себя Золушкой, которую не пустили на бал. Он рассказал, что проиграл много олимпиад и соревнований, поэтому родители разочаровались и вынесли вердикт: «Ты ходишь туда потусоваться. Давай завязывай». Несмотря на это, Никите дважды удалось пройти в финал Олимпиады НТИ (ныне – НТО) при том, что конкуренция за место в финале на его направлениях была выше конкурса в ряд топовых вузов. Когда же пришло время ехать на последний этап соревнований, родители не пустили сына. Никита даже подумывал сбежать из дома на финал Олимпиады, но ему помог ковид и перенесение финалов в дистанционный формат. В итоге мальчик получил один из самых высоких баллов на своем направлении, и родители позволили ему ездить на другие олимпиады и хакатоны.
Никита советует школьникам в похожей ситуации не начинать свой путь внешкольных достижений с самых серьезных соревнований, чтобы вероятный проигрыш не стал лишним аргументом для родителей. Маленькие стабильные успехи в конкурсах муниципального уровня, напротив, могут помочь.
Второй участнице, получившей в статье имя «Лера», мама запрещает участвовать во всех олимпиадах, не связанных с математикой. Ведь именно этот предмет, по мнению мамы Леры, поможет ей поступить в университет. Но именно его девочка знает не на «отлично».
Усугубляют положение и школы с позициями, что на олимпиады должны ездить лучшие, избранные учителем дети. «Если ребенок учится удовлетворительно или у него не сложились отношения с преподавателем, он может рассчитывать только на участие в соревнованиях, куда детей централизованно не приглашают. Радует только то, что пишут и те, кого не просто отпускали, но и подталкивали к участию как дома, так и в школе», – рассказывается в статье.
Сама Екатерина в студенчестве тоже сталкивалась с подобной проблемой, когда отец не разрешил ей стать штатным журналистом и перейти на вечернее обучение. Ей как никому другому понятно, что такие истории разрушают отношения между детьми и родителями.
Она напоминает, что олимпиады дают важный опыт и помогают в профориентации и поиске соратников, что высокие баллы ЕГЭ не гарантируют поступление в вуз на бюджет, зато олимпиады могут помочь и с этим, и с поисками работы в дальнейшем. И, конечно, что важность ЕГЭ временна, а подпорченные отношения с детьми – на всю жизнь.
В статье родителей просят не бояться поражений детей и не создавать им препятствий в участии в НТО, регистрация на которую сейчас идет, а радоваться, что их дети тянутся к людям, имеющим высокие шансы состояться в жизни. А некоторым родителям советуют не быть пассивными, позволяя разрушать мечты их детей.
Автор пишет об острой проблеме открыто и горячо, поэтому журнал рекомендует своим читателям ознакомиться со статьей самостоятельно.