Наставники | Журнал Кружковое движение

Непростой путь виртуальной реальности к успеху на НТО Junior

Совсем недавно, 18 сентября 2023 года, вновь стартовали отборочные этапы Национальной технологической олимпиады Junior (НТО Junior). Одна из её самых популярных сфер – «Технологии и виртуальная реальность». На ней школьники 5–7 классов знакомятся с проектированием VR-пространств. Сферу вместе с Проектным офисом НТО делает компания Varwin Education, которая является создателем одноимённой образовательной среды для конструирования 3D- и VR-миров. Мы взяли интервью у руководителя Varwin Education и организатора многих образовательных соревнований и хакатонов – Александра ПИКУЛЕВА.
Александр Пикулев
Наталия Саюкина: Александр, как вы пришли к организации сферы «Технологии и виртуальная реальность»?

Александр Пикулев: Я руковожу образовательным направлением в Varwin Education. Мы – отечественная IT-компания, которая работает в области технологий виртуальной реальности с 2015 года. Наше главное достижение – создание среды разработки 3D/VR-проектов для обучения детей программированию.

У меня в Varwin Education есть команда, которая занимается развитием детского образования. Мы сотрудничаем с различными образовательными организациями, проводим хакатоны и конкурсы.

Стать официальным представителем НТО мы мечтали давно, и с 2022 года наша мечта исполнилась: мы делаем сферу «Технологии и виртуальная реальность» уже второй год. НТО – это одно из самых крупных событий нашей конкурсной жизни.

Н.С.: Раз это была давняя мечта, значит, вы несколько раз участвовали в Конкурсе лидеров сфер НТО Junior?

А.П.: Было три попытки участия, на третью у нас получилось. Всё это время мы нарабатывали необходимый опыт в проведении конкурсов и соревнований.

Публичный релиз образовательной среды Varwin Education был в 2020 году. Тогда же на фестивале «От винта!» я познакомился с лидером Кружкового движения Дмитрием Земцовым, и он посоветовал нашей компании подать заявку на организацию направления НТО. С этого всё и началось.

Мы попробовали подать первую заявку в том же году, но на тот момент у нас, конечно, было мало опыта проведения конкурсных мероприятий и использования нашей программы в образовательных организациях. К тому же конкурс подходил к концу, и я написал нашу первую заявку наспех, буквально за пару дней.

В следующем году наш подход был более осознанным, но что-то мы не дотянули. Зато я познакомился с ведущим методистом НТО, Татьяной Пирог, и узнал от неё больше о том, что хотели бы видеть в заявке эксперты.

А к 2022 году мы подтянули себя с методической точки зрения, в команде у нас появился кандидат педагогических наук, и в целом наш опыт проведения соревнований значительно вырос. Кроме того, мы начали писать заявку за месяц, и я уже не один занимался ей, а вместе с командой. Благодаря всему этому у нашей компании получилось стать лидером сферы.

Н.С.: Можете привести ещё пару примеров соревнований, которые вы проводили?

А.П.: Их достаточно много. Если вспоминать про самые крупные, то в 2020 году мы сделали большой VR-хакатон с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ), на базе которого находится Центр компетенций НТИ по VR/AR.

На федеральном уровне мы проводим хакатоны для «IT-куба». Это сеть организаций дополнительного образования, их сейчас порядка двухсот по всей России, а к концу 2024 года их будет уже 340.

Сейчас идёт активный сезон IT-олимпиад, профессиональных конкурсов, соревнований и хакатонов с Varwin Education. Например, скоро стартует «Окно в AR/VR», которое мы проводим совместно с Кванториумом Санкт-Петербурга. Актуальные мероприятия можно посмотреть на нашем сайте.

Н.С.: Расскажите про команду, которая занимается сферой «Технологии и виртуальная реальность».

А.П.: Это, собственно, моя команда в Varwin Education. Я занимаюсь координацией коллег, концепцией сферы и её сюжетной обвязкой. Ну и пишу некоторые задания. Уже упомянутый мной кандидат педагогических наук – это Виктория Машарова. Она не только пишет задачи, но и занимается их методикой, размещением на платформе Stepik и оформлением для экспертного совета. Ещё в основную команду входит Алёна Девяткина, она выполняет функции комьюнити-менеджера: общается с участниками олимпиады.

За нашими плечами стоит ещё порядка сорока человек – разработчиков платформы Varwin Education, создателей специального контента для заданий НТО Junior (сцен, персонажей), сотрудников технической поддержки, event-менеджеров и маркетологов. Последние, кстати, недавно запустили конкурс, чтобы привлечь больше внимания к нашей сфере. Хочется обогнать сферу «Технологии и компьютерные игры» по популярности. В прошлом году мы уступили ей, став вторыми. Конечно, это амбициозная задача, но мы будем стремиться к ней.
Команда Varwin Education
В разные периоды подготовки олимпиады наша команда занимается разными вещами. В этом году в июне мы готовили образовательный курс для ребят, весь август писали задания отборочного этапа, а сейчас работаем над задачей для финала. Параллельно проводим много вебинаров и посещаем школы и кванториумы в разных городах России, чтобы рассказать там про НТО.

Н.С.: Вы проводите подобные мероприятия по всей России?

А.П.: Мы сами находимся в Санкт-Петербурге, там наш главный офис. А в Москве у нас есть представительство. Поэтому очные мероприятия в основном проводятся в Центральной России. А дальше, от Урала до Дальнего Востока, мы стараемся доносить информацию хотя бы в онлайн-формате.

Н.С.: Какие этапы проходят участники вашей сферы на олимпиаде?

А.П.: Вначале проходит регистрация на НТО Junior. В этом году она началась в конце августа. Первое, что получает зарегистрированный участник – это доступ к образовательному курсу на платформе Stepik. Создавая по видеоурокам проекты на базе платформы Varwin Education, школьник учится работать с инструментарием программы и готовится к отборочным этапам. В рамках курса есть контрольные задания. Они не обязательны для выполнения, это для тех, кто хочет победить или просто проверить, чему он успел научиться. Кстати, те, кому интересно, могут взглянуть на похожий курс по Varwin Education.

Позже начинается отборочный этап, который состоит из двух попыток. Первая в этом году стартовала 18 сентября, а вторая будет попозже, 2 октября. Можно принять участие в обеих, тогда зачтётся наилучший результат. Естественно, задания попыток не повторяются, это два разных комплекта. Повторяются только тематики, например, нужно решить задачи на логику и математику, т.к. программирование очень тесно связано с ними.

В финал проходят участники, набравшие хотя бы 25 баллов из 100. Мы постарались сделать так, чтобы это получилось у всех, кто пройдёт обучающий курс и решит несколько контрольных задач. Но может получиться так, что участников, набравших минимальный пороговый балл в регионе, будет очень много. Тогда выберут тех, у кого баллы повыше. Для этого на отборочном этапе есть сложные задания, особенно последние. Всё-таки это олимпиада, и мы хотим отобрать лучших в плане подготовки.

Финальный этап олимпиады проводится в очном формате на площадках региональных координаторов НТО. Там ребята соревнуются за звание победителей и призёров.

В прошлом году ребята делились на команды по 4 человека и выбирали одну из ролей: дизайнер, художник, тестировщик и сценарист, он же руководитель проектов, т.к. обычно он пишет техническое задание. Разделение на роли показывает, что в IT-компании есть не только программисты. Конечно, в реальности ролей значительно больше, но костяк команды примерно такой. У каждой из четырёх ролей для решения командной задачи было своё задание.
Участники Архангельской области на сфере «Технологии и виртуальная реальность»
Н.С.: Расскажите подробнее про задания.

А.П.: Мне очень нравится, что мы сделали в прошлом году для финала. Я, не побоюсь этого слова, этим горжусь. По легенде отборочного этапа ребята строили Виртуальную вселенную для персонажа по имени Блокли, оказавшегося в пустоте. А на финале появился злобный вирус, который попытался уничтожить построенную вселенную. Поэтому каждое финальное задание было связано с элементом «заражённого» компьютера. Например, дизайнеру нужно было починить видеокарту, т.к. она отвечает за визуализацию изображения. Для этого требовалось восстановить изображение на компьютере и получить часть кода.

Внутри заданий были раскиданы пасхалки и подсказки для решения других заданий. То есть один участник мог найти подсказку о том, как решается задание его сокомандника. Поэтому ребятам нужно было быть очень внимательными и тесно сотрудничать. Получалась интересная командная работа.

Собрав 4 элемента кода, команда могла приступить к пятому заданию, чтобы создать антивирус и защитить Вселенную Блокли.
Блокли
Хочется отметить, что в некоторых регионах на финал, к сожалению, приезжал только один участник. Ему приходилось выполнять все задания в одиночку. Но такие ребята тоже справлялись: выполняли задания правильно и в срок. Нас это восхитило. Обратная связь от этих ребят тоже оказалась хорошей, им было интересно.

Н.С.: Ребята, которые справлялись в одиночку, конечно, герои. В этом году участников тоже ждёт интересная легенда?

А.П.: В этом году мы поможем Блокли найти друзей. Он будет летать на космическом корабле по созданной в прошлом сезоне Вселенной и знакомиться с новыми персонажами, 3D-модельки которых мы уже сделали: драконом, китом, роботом и т.д. Участники помогут этим персонажам при помощи технологий виртуальной реальности решить проблемы, похожие на проблемы реального мира.

Таким образом Блокли наберёт на свой звездолёт команду, которая в финале будет спасать виртуальную вселенную от мистера Беспорядкинса – любителя вносить беспорядок в программный код. Приглашаю всех поучаствовать, будет эпичная финальная схватка. Победители смогут перевоспитать этого злодея.

Н.С.: Какое из заданий 2022 года вы назвали бы самым сложным? А какое – самым интересным?

А.П.: Можно выделить задачу, больше всего понравившуюся детям. Это выполнение роли тестировщика – поиск ошибок в коде. Мы сделали VR-игру, имитирующую «Камень, ножницы, бумагу», только в антураже средневековья. В игре нужно было играть с рыцарем и выбирать щит, меч или знамя. Мы целиком написали эту игру, а потом сломали её: сделали в коде ошибки. Соответственно, задачей ребят было – найти эти ошибки. Так как многим это задание понравилось, в этом году у нас будет похожее.

А самым сложным заданием оказалось посмотреть видеоролик о том, как работает приложение виртуальной реальности, и восстановить последовательность, в которой собирается код этого приложения. Для визуального программирования важно соблюдать порядок выполнения определённых действий, но задание на эту тему оказалось сложнее, чем мы думали. Поэтому в этом году мы решили от него отказаться. Но его можно найти в разборах заданий прошлых лет, знакомство с которыми – тоже способ подготовиться к олимпиаде.

Н.С.: Правда ли, что лидеры сфер впервые встречаются с участниками НТО Junior уже после олимпиады, на Слёте?

А.П.: В каком-то смысле да. Конечно, у нас есть каналы коммуникации и группа Вконтакте, где мы с ребятами общаемся во время олимпиады. Но вживую мы их действительно видим уже на Слёте.

Туда приглашают самых лучших финалистов из разных регионов. Это уже не соревнование, а скорее праздник для детей, где они вместе создают проекты и делятся друг с другом опытом, а не конкурируют. А ещё там есть возможность познакомиться с ребятами из других сфер.

В прошлом году слёт проходил на базе Учебного центра «Вороново» НИУ ВШЭ в Москве, и туда от нашей сферы, если я правильно помню, смогли доехать 13 приглашённых ребят из разных регионов России. В этом году слёт тоже планируется, и мы готовим для него задачу по разработке 3D/VR-тренажёра для реально существующей компании. Какой – пока не буду рассказывать.
На Слёте НТО Junior. 2022 г.
Н.С.: Расскажите побольше про ваш VR-конструктор, в котором участники «Технологий и виртуальной реальности» выполняют задания.

А.П.: Конструктор Varwin Education – это отечественная среда для создания 3D/VR-проектов и ключевой продукт нашей компании. Чтобы работать в ней, необязательно иметь шлем виртуальной реальности, у Varwin есть и 3D-режим для работы только на ПК.

Этот режим и используется для заданий НТО Junior. Обычно участнику требуется собрать проект на Varwin (программа бесплатно скачивается с нашего сайта), посмотреть там, какой получается ответ, и ввести его в форму на Stepik.

Не стоит путать Varwin с VR-симулятором. Это именно среда, где разрабатываются 3D/VR-симуляторы. Каждый ребёнок может создать в нём свой виртуальный мир. Ну а дальше превратить его в игру, 3D/VR-тренажёр, приложение для обучения или во что ещё захочется. Технологии виртуальной реальности и интерактивные 3D-технологии применимы практически в любой сфере нашей жизни, начиная от медицины и заканчивая маркетингом и продажами. В любой сфере можно найти проблематику, которую поможет закрыть технология виртуальной реальности. Мне кажется, в этой универсальности и заключается уникальность нашей сферы.

Н.С.: Скажите, а если школьник совсем не умеет программировать, он может поучаствовать в вашей сфере и освоить конструктор?

А.П.: Если он не умеет программировать, но хочет – конечно нужно участвовать. Потому что НТО Junior – это прекрасная стартовая площадка для осваивания технологий. Лучше не придумаешь. Мы не требуем особых знаний, достаточно, чтобы школьник мог пользоваться мышкой, нажимать на кнопки и имел желание научиться основам программирования и алгоритмизации. Если эти качества есть у ребёнка, то мы его ждём на нашей сфере и будем ему очень рады. В рамках нашего образовательного курса перед олимпиадой мы научим его всем основам создания виртуальной реальности.

Н.С.: А как выглядят идеальные участники вашей сферы? Кого вы особенно ждёте?

А.П.: На мой взгляд, это люди-первооткрыватели. Те, кто хочет быть на фронтире новых технологий, кому интересно открывать что-то новое не только для себя, но и для остальных. Потому что сфера технологий виртуальной реальности не похожа на рынок мобильных игр или на разработку сайтов, где можно спрогнозировать, какие направления будут развиваться, где есть понятные заказчики и исполнители.

Развитие 3D/VR-технологий происходит прямо сейчас. Появляются новые концепции, программное обеспечение и неожиданные персоны, которые вдруг берут и переворачивают этот рынок. Как говорят IT-стартаперы, здесь можно открыть свой голубой океан. Незанятых ниш сейчас столько, что дети, которые в ближайшие годы будут заниматься технологиями виртуальной реальности, возможно, станут первооткрывателями и создадут свои IT-компании, известные не только в нашей стране, но во всём мире.

Поэтому наш идеальный участник – это амбициозный человек, который готов сделать шаг в неизвестность и найти там золотую жилу и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения технологий, это общая метафора.

Н.С.: Что вы хотели бы пожелать всем будущим участникам вашей сферы?

А.П.: Не бояться. Если вдруг вы сейчас задумались, стоит ли участвовать, и размышляете о том, что вы не наш идеал, а олимпиада сложная и стоит получше подготовиться и попробовать на следующий год – то я дам вам такой совет: участвуйте сейчас, не смотря ни на что. Это опыт, и его получение не займёт у вас много времени.

Я рассказал, как я несколько лет подавал заявки на конкурс, прежде чем мы стали проводить свою сферу. Здесь то же самое. Сейчас вы, может быть, даже в финал не пройдёте – но это даст вам опыт решения инженерных задач. К следующему году вы придёте уже более подготовленными, более осознанно станете выполнять задачи и будете знать, что вас ожидает. Поэтому участвуйте. Мы вас ждём.
НАСТАВНИКИ