О необычном кружке педагога расспросила корреспондент Светлана МАРЧЕНКОВА.
Светлана Марченкова: Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Игорь Конюхов: По образованию я инженер, работал после института в конструкторском оборонном бюро. Потом начались лихие девяностые, нас всех отправили в неоплачиваемые отпуска на два года. Естественно, занялись всем, чем только можно: бизнесом и так далее. Было много разных должностей у меня, я и фирму свою открывал, и на госпредприятиях работал, потом в совхоз ушёл вообще. Также поработал корреспондентом газет, электриком. Кем я только не был, в общем.
С.М.: Как у вас возникла идея создания кружка?
И.К.: Я живу в деревне в пригороде Уфы. У нас тут никаких кружков, ничего не было. Подумал: дай-ка я пробел восполню. Стал пять кружков вести тут. Полгода вот так поработал: днём ходил подрабатывал то сварщиком, то ещё кем-то, потом вечером приходил и детьми занимался.
Полтора года протянул, а больше не стал, потому что семью кормить надо было. Бросил это дело и пошёл в производственный сектор. Работая в нём, попал на госпредприятие, которое обслуживает здание министерств нашей республики, такая, можно сказать, «блатная» должность. В какой-то момент я повстречал по пути на работу классную руководительницу моей старшей дочери, и она мне говорит: «А не думали ли вы опять заняться педагогической деятельностью?». В это время у меня не было постоянной работы и занятости. Так я оказался в педагогах доп. образования. И программу для кружка сделал на основе своего жизненного опыта.
С.М.: А какова идея кружка?
И.К.: Когда дети приходят в кружок, они ещё не понимают, зачем это всё: сначала туризмом занимаемся, потом рисовать учимся, потом на компьютере рисовать, потом в видеоредакторе работаем с теми, кто постарше. Причем, проходит неделя – мы меняем род занятий. Во-первых, им не успевает это надоесть, а во-вторых, они берут основу.
В конце учебного года я это всё собираю в кучку – и вот тогда они начинают понимать: зачем они учились просто рисовать, и на компьютере, с редактором слайдов работать. Потому что в конце у нас проектная деятельность. Я просто их обучаю, чтобы они могли преподнести свою идею, облечь её в «перевариваемый» для других вид: надо разработать идею посмотреть, что уже известно в этом мире на эту тему, и потом уже предложить своё решение. Затем нарисовать, сделать макет поясняющий, презентацию и публично её представить. Моя цель: чтобы они смогли всю эту цепочку пройти, не теряясь, и в конце представить свою идею в виде презентации, которая будет понятна. Вот такая идея кружка.
Я прошёл через много жизненных ситуаций и научился из них выходить, и именно этому учу и детей. Если надо сделать что-то для своего проекта, то это надо найти в интернете, исследовать всю информацию. Если нужно нарисовать, что хотим, – значит, берём и рисуем. Не говорите «я не умею», «не хочу» и так далее. Хотите, чтобы у вас проект был готовый и понятный – не надо бояться, надо делать.
С.М.: Почему такое интересное название — «Самоцветы России»?
И.К.: Что такое самоцветы? Это дорогие камни. А чем они отличаются от других драгоценных камней или булыжников, которые просто валяются? Их обработали, показали миру их красоту, явив миру дорогой драгоценный камень, то есть самоцвет, сверкающий разными гранями.
С.М.: То есть это такая метафора про учеников, которые раскрывают какие-то свои таланты и навыки?
И.К.: Да-да, дети – целый комплекс талантов, особенностей своих раскрывают. Как самоцветы.
С.М.: А дети какого возраста у вас в кружке занимаются?
И.К.: Начиная с первого класса и заканчивая где-то седьмым-восьмым. Ребята постарше не занимаются, в старшей школе у них начинаются большие проблемы со временем. Как-то был у меня целый класс. В седьмом классе начали, в восьмом ходила уже только половина, в девятом классе они написали: «Мы физически просто не успеваем домашку делать, поэтому извините». Родители мне писали, что дети хотят ходить на занятия, но физически не могут этого сделать, потому что у них настолько большая нагрузка, что они не выдерживают. То есть проблема в основной школе, их в этом возрасте начинают грузить по полной программе.
С.М.: Есть ли у вас какая-то система наставничества, когда старшие участники или даже выпускники помогают младшим? Расскажите подробнее.
И.К.: Сейчас у меня есть старшие дети, которые по 3–4 года занимаются. Бывает, они попадают в группу, в которой другие дети первый год ко мне пришли, хотя по возрасту они одинаковые примерно. Мои уже знают, как всё делается, например, на занятиях туризмом. Порой говорят: «Нам не интересно». Я отвечаю: «Как не интересно! Я до этого у вас занятия проводил, где вы по готовым натянутым между опорами верёвкам ходили. Теперь ваша задача совсем другая: повесить и натянуть эти верёвки так, чтобы другие не свалились. Подскажите новичкам, помогите, чтобы безопасно было». Вот такое шефство более старших над более младшими, которые не возрастом младшие, а просто не занимались.
С.М.: Вы указывали в заявке на Конкурс кружков, что занятия у вас базируются на навыках из Атласа новых профессий. Почему вы решили взять его за основу, почему считаете эти навыки важными?
И.К.: Когда я начал работать педагогом, об Атласе новых профессий никакой речи даже не было. Я начал заниматься этим в 2014, а Атлас появился в 2016. И когда я прочитал его, то увидел, что он перекликается с моей программой – те одиннадцать надпрофессиональных навыков, которые нужны для освоения профессий будущего. Я понял, что у нас в системе образования из них от силы семь развивается, а четыре навыка никто не развивает. Например, системное мышление. Как воспитать системное мышление, когда в системе образования однопредметный принцип? То есть всё разелено по разделам, предметам: физика, химия, биология. А между ними, не дай Бог, какие-то связки. А в практике специалистам нужно системное мышление, чтобы человек понимал, что мы должны делать так, чтобы с любой стороны сегодня было хорошо, а завтра – ещё лучше: и технически, и экологически, и экономически, и социально. Есть ещё навык из этих одиннадцати, который никто не знает, как развивать, – это работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач. Для этого нужно развить интуитивное, инсайтное, эвристическое мышление.
Для того, чтобы человек вышел на уровни новаторства, которые превосходят все существующие ныне, нужно комплексно развиваться, с тем, чтобы при решении стоящей задачи в головном мозге активизировались сразу множество разных областей. Это уже из спецметодики, разработанной по Госпрограмме исследования феноменальных способностей человека, которой руководил А.Ю. Савин. Вот детей я и пытаюсь комплексно развивать, готовя к этому. У меня есть в программе специальные занятия, которые направлены именно на активизацию перекрёстной работы мозга. Например, урок музыкальных рисунков
С.М.: Вы говорили про работу в режиме высокой неопредёленности и быстрой смены условий задач. Как именно вы реализуете это?
И.К.: Во время обучения до пятого-шестого класса у меня просто идут такие упражнения, которые направлены на согласование работы полушарий головного мозга. Это рисование левой рукой, правой рукой, двумя руками одновременно. То есть, как раз такие упражнения, которые уже известны в педагогике. Я их попытался свести в комплекс. С детьми старше шестого класса провожу какие-то элементы тренингового занятия, которые проводил А.Ю.Савин для активизации инсайтного мышления. То есть, цель этого занятия в том, чтобы мозг перешёл такое состояние, которое называется изменённым состоянием сознания, то есть состояние вдохновения, состояние инсайта. Если мозг человека уже один раз побывал в этом состоянии, то затем он сможет вновь перейти в него при решении нестандартной задачи.
Поэтому один раз в году я такое занятие провожу, а дальше не повторяю, зная из научных исследований, что когда-то это у детей всё равно проявится: если они станут инженерами, техниками и так далее, то они будут решать задачи запросто в этом режиме. А это как раз позволяет работать в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий решаемых задач.
С.М.: В заявке на Конкурс вы указывали, что помимо технической направленности в кружке есть еще патриотическая и творческая. Зачем? Что делают ребята в этих направлениях?
И.К.: Каверза вашего вопроса в том, что он продиктован бытующем у учителей представлением, что есть патриотическое воспитание, есть экологическое, есть творческое и так далее. А у меня это в едином комплексе, ведь иногда даже один урок можно условно отнести сразу к нескольким направленностям. Например, перед юбилеем Победы два года назад я сделал видео «Техника Победы» для занятия – и тут объявляют пандемию. Все в образовании стали думать, как переходить на дистант, а у меня готовое занятие - как раз в честь юбилея. Это рассказ о том, откуда взялся Танк Т-34, его особенности по сравнению с предыдущими моделями. Всё это детям популярно хорошо объяснил. А на этом занятии и техника обязательно, и патриотизм обязательно. Или вот, например, когда освоение космоса изучали, спрашиваю, кто был первым на Марсе? А это был наш марсоход первым, и показываю видеосюжет. То есть, когда всё это в единое связано, сложно выделить, что что-то одно касается воспитания патриотизма, а что-то другое – техники.
С.М.: То есть у вас каждое направлении именно комплексное?
И.К.: Да, я не провожу уроки по какому-то отдельному направлению. Даже такие занятия, как театральные, потому что они имеют конечной целью
С.М.: Расскажите про самые интересные проекты, которые вы делали вместе с ребятами!
И.К.: В прошлом в этом году была такая ситуация: мы на Республиканский этап Всероссийской олимпиады «Созвездие», которое Роскосмос проводит, заявили проект лунной базы. Эту лунную базу разработал один парень, который у меня занимался. Он в каком-то всероссийском конкурсе участвовал, но на следующий этап не вышел, потому что проект немного сыроват был. Мы с командой его друзей сделали эту базу, а потом он уже старше стал, перестал заниматься в нашем кружке. А мы этот проект взяли с детьми, проработали досконально, и представили на конкурсе «Созвездие». Финал конкурса был в г. Королёв. Так осуществилось одно из моих мечтаний: я раньше мечтал побывать в Королёве, с космонавтами пообщаться. Получилось, что этот проект неожиданно взял и исполнил мою мечту.
С.М.: Над какими проектами ваши ребята работают сейчас?
В конце прошлого учебного года у нас было семь наиболее интересных проектов, один из них – это школа, какой ее хотели бы видеть дети. Второй проект – это космический лифт: когда с космодрома запускается ракета, то с неё сначала отлетают самые мощные и большие двигатели первой ступени, становясь просто мусором. Чтобы этого мусора не было, возникла идея, что надо стартовую площадку поднять высоко - в стратосферу и оттуда уже стартовать. Потом ещё один проект – это метро на высотках. Соединить их крыши между собой мостами и сделать железную дорогу по вот этим мостам. Но не железную, а на магнитных подушках, чтобы поезда ходили. И тогда сразу, когда люди едут на работу, будет видно какой же красивый город у них. И еще один проект - дороги двухэтажной. Прототип мы взяли из Японии, где есть многоэтажные дороги. Это и экономия места получается.
С.М.: Спасибо вам большое за интересные ответы! Желаем успехов и новых интересных проектов вам и вашим ребятам.