Таланты | Журнал Кружковое движение

Хакатонных дел мастера

IT-cообщество PskovHack, организованное при Институте математического моделирования и игропрактики Псковского государственного университета (ИММиИ ПсковГУ), в этом году стало победителем Всероссийского конкурса кружков в номинации «Взгляд в технологическое будущее». По итогам Конкурса это молодежное объединение признано одним из самых необычных, наверное поэтому разговор с его лидером, студентом 3-го курса ПсковГУ Романом БУХАРЕВЫМ, у нашего собкора Анны КОНОВАЛЕНКО получился таким интересным…


Роман Бухарев, лидер сообщества PskovHack



А.К.: Привет, Роман. На мой взгляд, все члены вашего сообщества — удивительные ребята. Учитесь на вторых-третьих курсах ВУЗов, а уже взяли столько наград на разных соревнованиях и организовали сами столько мероприятий, что не каждое молодежное объединение с многолетней историей таким может похвастаться… Расскажите о том, чем вы занимаетесь. Что у вас за организация: кружок, клуб, сообщество или команда, которая участвует в соревнованиях?

Р.Б.: На самом деле, всё вами перечисленное вместе. Изначально мы собрались как команда к хакатону Baltic Sea Hack, чтобы вместе готовиться.


Благодарственный письма и памятные значки членов сообщества PskovHack, принимавших участие в хакатоне Baltic Sea Hack

Потом нам понравилось работать друг с другом, и мы решили продолжить, а попутно занялись играми, проведением своих собственных хакатонов, мероприятий, форумов…


А.К.: Вы учитесь на третьем курсе института математического моделирования и игропрактики Псковского государственного университета. Значит, вас профессионально учат разрабатывать игры, и такое направление работы вашей команды не случайно?

Р.Б.: Ну тут не все так однозначно, наш институт появился только в прошлом году, в ходе реформирования ПсковГУ, так что мы игропрактики по призванию, ведь нас обучить ей системно и, скажем так, институционально, не успели. Это «достанется» тем, кто на год-два нас младше. Мы же всему учимся на практике.


А.К.: Расскажите тогда, какие мероприятия вы организуете?

Р.Б.: Наше сообщество достаточно молодое: мы собрались меньше года назад, а свой собственный первый хакатон провели только в мае этого года. Мы назвали его Your First Hackathon, в нем участвовали исключительно школьные команды, а вот второй хакатон Your Two Hackathon прошел совсем недавно — с 19 по 28 сентября.


Логотип хакатона Your Two Hackathon

На нем уже были и школьные, и студенческие команды. Надо сказать, что школьники студентам ни в чем не уступали, и работали с ними на одном уровне. Это вполне объяснимо, ведь игровая индустрия сейчас развивается очень динамично, а в России она к тому же пока настолько свободна и «дырява», что ребята и 15 и 20 лет ничем по своей подготовке не отличаются друг от друга. У нас и призовые места заняли как студенты, так и школьники, работая в рамках одного трека.

Хакатон мы организовали в рамках инициативы Meet and code, которая входит в Европейскую неделю программирования. Самым классным в нем, наверное, оказалось то, что он получился международным — в нем приняли участие ребята не только из разных регионов РФ (у нас были участники с Дальнего Востока, где местное время отличается от московского на +7 часов), но и команды из СНГ и Евросоюза, например, из Латвии. Что забавно, непосредственно из Пскова, где у нас идейный центр кружка, была только одна команда.


А.К.: Скажите, а пришлось ли вам менять расписание, чтобы и из Латвии, и из Владивостока можно было одновременно программировать?

Р.Б.: Да, изначально мы подстраивали чекпойнты под часовые пояса, но на самом деле ни одна команда об этом не просила. На нашем первом хакатоне некоторые участники из отдаленных регионов даже признавались, что перестроились на жизнь по московскому времени, настолько им было интересно.


А.К.: Ничего себе! Это они неделю не спали по московскому времени, участвуя в хакатоне?

Р.Б.: Нет конечно. Наши хакатоны проходят целую неделю совсем не случайно: поскольку мы сами участвовали больше чем в 30-ти хакатонах, то понимаем, что формат с такой длительностью дает возможность ребятам нормально учиться, отдыхать и питаться, участвуя в наших мероприятиях.


А.К.: Никогда не слышала о хакатонах, после которых участники не идут отсыпаться на несколько дней… Может, вы и содержательно выстраиваете работу иначе, чем другие организаторы?

Р.Б.: Можно и так сказать. Мы практически не задаем на хакатоне рамок ни по жанру разработки, ни по платформе, на которой она ведется. Это может быть игра на «андроиде», квест на персональном компьютере, игра для «Денди» или «Сеги» — как угодно. Была даже номинация для настольных игр — если ты новичок в геймдеве и за неделю не успеваешь обучиться программированию, можешь сделать «настолку». На обоих наших хакатонах такие ребята были. И были те, кто сделал сначала настольную игру, и прямо по ходу хакатона перенес ее на «андроид».

Единственное ограничение было для тех, кто хотел получить специальный приз размером 50 000 рублей. Их игра должна была нести образовательный элемент, а будет это «стрелялка», или квест — дело разработчиков. В качестве образовательного элемента команды обычно закладывают школьную базовую программу по физике, химии, математике. Бывают и оригинальные решения, так в сентябре одна команда сделала игрофикацию школьного курса русского языка и заняла с этим проектом второе место.


А.К.: Это как? Взяли школьный учебник и вложили его в игру?..

Р.Б.: Нет конечно! Школьные учебники как раз обычно не берут за основу, а смотрят, что лучше подходит по жанру, в котором будет игра. Например, с физикой другие участники решили сделать так: изменяя существующие переменные законов физики, игрок меняет законы физики игрового мира, например, архимедову силу или коэффициент свободного падения (гравитацию). А в игре, которая заняла первое место, ребята применили игрофикацию сразу нескольких школьных предметов. Например, нужно было спасать космический корабль от уничтожения метеорами, решая математические примеры на синусы и косинусы, или решать химические уравнения чтобы остановить потерю воды в ядерном реакторе.


А.К.: Очень круто! Но как быть, если разработчик не очень «шарит» в химии?

Р.Б.: Такое, конечно, случается. Тогда, мы советуем ребятам, как сделать заложенные в игру задания более адекватными реальной учебной дисциплине.


А.К.: А какие-то глобальные тренды в том, какие игры чаще всего разрабатываются на хакатонах, можете отметить?

Р.Б.: Да. Много игр делают по экологической тематике: как правило, это игры, которые раскрывают проблематику защиты окружающей среды, и в них часто нужно осуществлять сортировку мусора. Еще популярны игры, в которых геймифицируют само программирование — ребята в игровой форме стараются обучить тому, что уже умеют сами. Кстати, прохождения игр участников мы обычно выкладываем на ютуб-канал кружка.


А.К.: Роман, теперь давайте поговорим о том, чем вы занимаетесь между хакатонами?

Р.Б.: Между хакатонами мы проводим обучение unity, web, python, ux-дизайну и графическому дизайну. Мы стараемся и просто общаться, вместе отмечаем дни рождения. Иногда собираемся вживую и обсуждаем, в чем еще поучаствовать и куда еще подать наши проекты.


Палкина Анастасия, дизайнер сообщества PskovHack

А.К.: Очень здорово, что во время пандемии вам удается собираться вживую!

Р.Б.: На самом деле, встречи в первую очередь проходят в «дискорде», хотя ядро нашего кружка из Пскова. Дело не столько в том, что в нашем городе есть ограничения на встречи из-за коронавируса, сколько в том, что в нашем сообществе есть активные участники из разных уголков страны, например, из Москвы, Питера и Самары.


А.К.: Как они вас нашли?

Р.Б.: Со студентами мы кооперировались на хакатонах, когда оказывались в одной команде. Потом в общем чате предлагали собраться снова, уже на другом хакатоне. На игровых «джемах» знакомились со школьниками, например, так произошло на на Local Hack Day, который в апреле проводило Кружковое движение. А еще мы были кураторами на хакатоне Кружкового движения с января по апрель, где главным призом была поездка во Владивосток.


А.К.: Получается, к вам ребята приходят сами?

Р.Б.: Как правило, да, чаще всего к нам приходят по собственному желанию. В нашей группе ВКонтакте в закреплённом посте идёт непрерывный набор рекрутов. Даже в эту секунду кто-то может подать заявку, чтобы присоединиться к нам, и мы её рассмотрим. У нас в Псковской области много кружков по робототехнике, но почти нет кружков по IT-тематике. Наверное, родители понимают, когда ребенок делает роботов, а вот когда он просто в сидит за компьютером, это для них кажется странным.


А.К.: А что нужно, чтобы поучаствовать в вашем хакатоне, заплатить какой-то взнос?

Р.Б.: Никаких взносов нет, для участников все бесплатно.


А.К.: Значит, у вас есть спонсоры?

Р.Б.: Да. Оказалось, что для онлайн-форума или хакатонов спонсоры находятся довольно легко. Первый хакатон родился благодаря в том числе Loal hack day, который мы выиграли с игрой «Выбирай и выживай». В качестве приза мы получили скидку на курсы для школьников по Geekz, ответвлению Geek brains для выбора старшеклассниками профессии. Но, поскольку мы уже были к тому моменту студентами, для нас это было неактуально, и мы решили этот приз разыграть среди своей аудитории. И как-то так завертелось, что мы нашли партнеров в лице «Российской онлайн-мастерской разработки игр для обучения», спросили ПсковГУ, и те предложили для школьников грамоты и мерч, а еще к нам присоединилась крупная IT-компания Seldon (они были готовы взять победителей хакатона на стажировку). Кстати, участники первого хакатона уже успешно эту стажировку прошли, и некоторые из них остались там работать, а победители второго хакатона стажируются сейчас. Это очень классный результат, особенно учитывая, что первый хакатон был направлен на школьников. Получается, в «Селдоне» готовы ребят из школы взять сразу на работу.

Эти четыре компании (ПсковГУ, Geekz, «Российская онлайн-мастерская разработки игр» и Seldon) сейчас наши постоянные партнеры, а на втором хакатоне еще прибавились «Теплица социальных проектов» и Math and code.


А.К.: Роман, расскажите, как вы учите ребят в кружке!

Р.Б.: Скажу сразу, мы не считаем себя профессионалами в обучении программированию, поэтому на занятиях как правило даем ссылки на онлайн-курсы, книги, а потом собираемся и обсуждаем возникшие вопросы и проблемы. По сути, это коллективное обучение, и оно направлено больше на проектную часть деятельности. Мы лучше обучаемся в ходе реализации проектов, чем при прослушивании теоретических курсов. Поэтому само обучение идет месяц, а потом ребята вливаются в практическую работу. Например, сейчас они делают игру-кликер на игровом движке «Юнити»: кто-то разрабатывает основную часть, кто-то рисует интерфейс к игре. На «Питоне» ученики «пишут» чат-бот для абитуриентов ИММиИ, и его мы планируем запустить весной будущего года к следующему потоку абитуриентов, потому что ИММиИ признавался — у них много проблем с вопросами от абитуриентов. Мы хотим добавить туда еще ответы на частые вопросы от студентов и расписание занятий, и это в целом привнесет немного инноваций как в наш Институт, так и в Университет в целом, и это очень здорово.


ПсковГУ в Minecraft - одна из работ команды PskovHack

А.К.: Я знаю, что у вас есть два супер-проекта, с которыми вы, собственно, выигрывали хакатоны. Давайте поговорим о них.

Р.Б.: Давайте! Первый из них — «Выбирай и выживай» — это наш игровой проект о поведении людей в условиях карантина, который находится в открытом бета-тестировании на данный момент. Любой желающий может попробовать пройти игру, а также улучшить её своим отзывом.



Это текстовая квестовая игра с показателями жизни, психологического состояния, количества денег, уровня здоровья, где пользователь в зависимости от своих решений получает улучшение или ухудшение этих показателей.

Легенда игры такова — персонаж пользователя 30 дней сидит на карантине, и каждую неделю у него появляется дополнительная шкала. Где-то это работа, где-то — отношения, или друзья. После окончания изоляции игрок сможет понять каким он вышел на волю — чах в вынужденном заточении, или же его жизнь развивалась и менялась, а не стояла на месте, хотя формально наш герой сидел дома.


А.К.: А второй ваш проект?

Р.Б.: Он называется «Мультизаговор» — это игра про выдуманные мировые заговоры на «андроид». Ее мы разработали в рамках Siberian Game Jam. Там была специальная номинация разработки игр о покорении мира. Мы шутим, что решили захватить мир, но сперва для этого создали игру. Проект построен на разных абсурдных теориях заговора: рептилоиды, макаронные монстры. Игровая механика взята нами из известной многим игры «Диктатор», В нашей игре вам предстоит выбрать сторону диктатора или революционера. Далее каждый ход вы будете выбирать фракцию (рабочие, макаронные монстры, блогеры, инопланетяне и т. д.), с которой будете взаимодействовать.


Скришнот из игры «Выбирай и выживай»

В мире игры происходят определенные события, и есть выбор — делать что-то или нет. Например, игра предлагает вам зажарить макаронных монстров, а вы можете согласиться или отказаться. Каждый выбор дает возможность улучшить отношения с каким-то фракциями, а с какими-то ухудшить. Это игра без конца, она построена на том, что игрок балансирует между разными силами, но не должен ни одной из них показать свою слабость и не дать ни одной слишком много привилегий.


А.К.: Каковы ваши ближайшие планы?

Р.Б.: Отправить мерч с последнего хакатона, завершить работу над онлайн-форумом IT-CAT, который идет прямо сейчас и закончится 18 октября.


Скриншот из игры «Мультизаговор»

А.К.: Роман, а сложно ли участникам совмещать участие в форуме с учебой?

Р.Б.: Вы знаете, мы все построили так, что участники нашего сообщества могут без труда присоединяться к нашим мероприятиям, ведь они всегда проходят строго с 16 до 19 часов и записываются, чтобы можно было посмотреть их потом в любое время. Я сам прекрасно понимаю, как неудобно, если мероприятия идут в первой половине дня, когда студенты должны быть на занятиях. А так ведется запись, и постфактум участники действительно смотрят. Например, на открытии форума на днях было 30 просмотров и 30 просмотров уже в записи.


Илья Ливеров, контент-мейкер сообщества PskovHack

А.К.: А чем займетесь после форума?

Р.Б.: Сейчас мы пока не планировали дальнейших мероприятий, хотим в первую очередь построить проектную деятельность внутри сообщества и начать делать свои проекты, развивать их, придумывать что-то новое. Это тоже занимает время и силы, хочется заниматься этим регулярно, а в декабре у всех уже будут мысли о сессии и подготовке к экзаменам.


Никита Подковырин, android-developer сообщества PskovHack

Из конкретных планов скажу только, что как победители Конкурса кружков в номинации «Взгляд в технологическое будущее» мы недавно встречались с Марией Рачинской, и планируем в феврале-марте следующего года провести довольно крупный хакатон. Там мы хотим попробовать новый формат, который родился в рамках проекта «Геймнет НТИ 2035», и в нем у нас будут взаимодействовать тестировщики и разработчики игр, причем это будет не конкурсное взаимодействие, а сотрудничество. Разработчики будут разрабатывать свои проекты, тестировщики будут обучаться тестировать игры, а потом тестировать разработанные в рамках хакатона продукты и выдавать разработчикам свои замечания. После этого те будут дорабатывать проекты. Разработчиков и тестировщиков планируется оценивать по разным критериям: качество баг-репортов, например, или внесенные после баг-репортов изменения. Такой хакатон будет первым в мире, ведь обычно игровые хакатоны направлены на то, чтобы разработать игру, но о тестировании и доработке обычно речи нет, а мы хотим это сделать.


А.К.: То есть вы хотите в формате хакатона пройти практически полный цикл разработки игры?

Р.Б.: Да! Надеемся, что после хакатона разработчики уже смогут выложить игры на маркет-плейсы, то есть к окончанию мероприятия у участников будет уже почти готовый продукт, а не просто прототип, и это должно стать крутым результатом.


А.К.: Очень интересно, как это пройдет для тестировщиков, ведь они не стандартная целевая аудитория хакатонов, в отличие от разработчиков.

Р.Б.: Да, интересно, мы тоже очень хотим на это посмотреть и, возможно, сделать их новой целевой аудиторией для хакатонов.


А.К.: Ну что ж, Роман, спасибо вам за беседу, которая была очень интересной, а местами даже захватывающей. Желаю вам воплотить все ваши планы в жизнь.

ТАЛАНТЫ