Таланты | Журнал Кружковое движение

На стыке робототехники и искусства

Георгий БОНДАРЬ учится в МИСиС, создает роботов и является директором молодежного центра проектирования «АвиаЦМИТ». Сейчас у Георгия есть два больших проекта: ArtBotMoscow, посвященный роботу для крупных граффити на горизонтальных поверхностях, и Siberian Tiger, который должен помочь автоматизировать сбор данных о почвах сельскохозяйственного назначения. Оба проекта амбициозны и необычны, в чем убедилась спецкор нашего журнала Наталия САЮКИНА.

Георгий Бондарь и SiberKIT

Н.С.: Георгий, расскажи, пожалуйста, о себе.
Г.Б.: Мне 18 лет, и я много времени посвятил робототехнике в целом и дизайну роботов в частности. Сейчас перешел на второй курс специальности «прикладная математика» кафедры Инженерной кибернетики НИТУ «МИСиС». В 2019 году закончил художественную школу, участвовал в «Больших вызовах» в 2018 и 2019 гг., несколько раз ездил в «Сириус» и на Всемирную олимпиаду роботов (WRO).

Н.С.: Можешь сказать пару слов о «Сириусе»?
Г.Б.: Это огромный образовательный центр, куда молодежь приглашают на образовательные смены, например, по живописи, нейронным сетям или искусственному интеллекту. Там есть три направления: наука, спорт и искусство. В месяц туда приезжает до 800 человек. Я ездил туда на живопись (дважды), агротехнологии и недавно – на Летнюю школу Российской ассоциации искусственного интеллекта от Физтеха.

Н.С.: Очень неожиданный переход от живописи к роботам.
Г.Б.: Нет, это же не было сумбурной деятельностью, я все развивал параллельно. Учился в художественной школе и делал роботов, старался это как-то совместить. Даже дипломную работу писал, рисуя своего робота. Вышло оригинально, и мне было удобно на заключительном просмотре.

Siberian Tiger. 2019. Бумага, акварель

Н.С.: Как ты начал делать Siberian Tiger?
Г.Б.: Все началось, когда я был школьником. Для Всемирной олимпиады роботов (WRO) в 2018 г. нужно было подготовить проект, показывающий важность еды. Мы решили, что надо создать универсальное устройство для сельского хозяйства, робота-скаута, который будет исследовать растения, перемещаясь по полю, и начали разрабатывать маленькую модель, получившую название SiberKIT. После она поучаствовала еще в нескольких олимпиадах, в том числе во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, которую я выиграл. Так один маленький робот дал мне большой толчок в развитии.

На этих олимпиадах я и познакомился с участниками Кружкового движения (КД). Со временем я влился в кружковую тусовку, и мы начали вместе ездить на мероприятия.

Н.С.: Какие, например? Понравились ли они?
Г.Б.: Понравилось участвовать в Rukami в 2019 и 2020 гг., «Трилогика» и «Ахипелаг» несколько разочаровали. Еще я был амбассадором КД, но не чувствовал себя достаточно погруженным в контекст. Изначально, когда амбассадоров КД было меньше, они были лучше подготовлены.

Но в целом мой опыт взаимодействия с КД положителен. Там есть хорошие ребята, которые обсуждают важные вещи в «Точке кипения», с некоторыми мы делаем проекты, а само КД поддерживает нас медийно, например, информация о проекте Siberian Tiger размещена на странице «Практик будущего».

Н.С.: Какое место ты сам занимаешь в Siberian Tiger?
Г.Б.: Когда я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников по технологии, мне выплатили приз, и я смог собрать большую версию SiberKIT’а и назвал ее Siberian Tiger.

Этот проект я начинал самостоятельно. Не хочу сказать, что он только мой, но я полностью управляю им и развиваю его своими силами. Нашел под него команду, сам моделирую роботов и проектирую всю мехатронику.

Но роботы – достаточно затратные штуковины, и мне помогали Фаблаб МИСиС с деталями и площадка «АвиаЦМИТ», где я раньше был резидентом, а месяц назад стал директором. Думаю, что в будущем моя работа будет заключаться во внедрении своих разработок и в развитии проекта агророботов.

Н.С.: А у тебя, как у управляющего проектом, есть какой-то план его развития?
Наши технологии патентопригодны, их надо развивать, для этого мы обратились к грантовой поддержке.

Нам удалось выиграть грант в ТурНИРе Дней науки НИТУ «МИСиС», и мы используем его для разработки системы сбора и анализа данных. Ее суть в том, что робот ездит по полю и берет пробы грунта для геохимического анализа, то есть измеряет влажность, кислотность, щелочность и уровень азота. Он делает это каждые 30 м, что позволяет построить градиентную карту поля по зонам. Так можно узнать, например, в каких конкретных местах на поле не хватает азота, где внести удобрения и где следить за распространением заболеваний.

Я планирую подать на программу грантовой поддержки «УМНИК» технологию анализа заболеваний растений, которую можно применять для выявления и классификации их патологий. Но пока с этим грантом не складывается: я уже трижды подавал на него и не выиграл.

Еще мы работаем над созданием Лаборатории развития и исследования робототехники, которая называется Underground Robotics MISIS. НИТУ «МИСиС» уже предоставил нам для нее помещение площадью 120 квадратных метров на Октябрьской, где мы планируем хранить и дорабатывать роботов, а также вести образовательный курс для студентов, на котором будем готовить их к международным олимпиадам вроде EUROBOT. В ходе развития лаборатории мы участвуем в хакатонах и конкурсах, делаем роботов и снимаем видео про них.

Н.С.: А кто помогает тебе в работе над Siberian Tiger’ом?
Г.Б.: Маленького агроробота мы делали в школе с одноклассниками, но им это быстро наскучило.

Большого агроробота я начинал делать с Михаилом Кузнецовым, ныне студентом МИФИ. Он разрабатывал нейронные сети и создал первый прототип алгоритмов по распознаванию заболевания растений.

Вообще же им занималось 13 человек, каждый прорабатывал свою локальную задачу. Самый большой вклад в проект внесли те, с кем я познакомился в «Сириусе», и с кем мы делали сообщество Underground Robotics.

С роботами. Слева направо: Василий Питомиц, Матвей Урванцев, Георгий Бондарь, Ярослав Савельев, Данила Юдин, Анастасия Хоняк, Даниил Григоренко


Н.С.: Что это за сообщество?
Г.Б.: Оно объединяет тех, кто хочет превратить нашу робототехническую культуру в субкультуру. Грубо говоря, мы пытаемся придумать стиль поведения для тех, кто увлекается робототехникой и самовыражается через нее. Мы развиваемся Вконтакте и иногда собираемся вместе.

Лично моя задача состоит в том, чтобы популяризировать робототехнику, сделать её зажигательной и интригующей. Многие современные роботы слишком «рафинированные» и «сухие», а мы пытаемся сделать из них событие.

Поэтому я и Ярослав Савельев создали ArtBot’a, который может наносить самые большие рисунки на горизонтальные поверхности. Он способен покрасить за час 25 квадратных метров. Его можно использовать для рекламных надписей, QR-кодов или больших картин.

Первоначально у нас была задача просто научиться быстро «вандалить»: приехать, нарисовать обидное слово роботом за 15 минут и уехать. Но в итоге мы сделали проект, который определенно имеет отношение к изобразительному искусству. Для нас важно представить его не просто как робота, а как инструмент самовыражения.

Мы планируем в декабре с помощью этого робота нанести рисунки на льду Чистых прудов, и уже договорились с местными депутатами.

Н.С.: Значит, ArtBot сейчас на стадии продвижения. А Siberian Tiger уже используется где-то?
Г.Б.: Нет, прототип в процессе доработки, но он полезен и как идея, которая будет рано или поздно будет воплощена.

Н.С.: Как ты думаешь, когда это случится?
Г.Б.: Вы знаете, я планировал, что в 2021 г. мы сможем поехать на полевые испытания, но этого не произошло. Робот сложный, нужны достаточно большие финансовые и временные затраты. Поэтому мы сконцентрировались на простых идеях: ArtBot’e и SiberKIT’е. Сложного робота мы отложили на потом, сперва нам нужно научиться как-то зарабатывать деньги, на одних грантах мы его не вывезем.

Н.С.: И какой из проектов, по твоему мнению, позволит заработать на завершение Siberian Tiger’а?
Г.Б.: Думаю, ArtBot. Он закончен и может использоваться для рекламы, а реклама – достаточно маржинальная тема. Так что я верю в ArtBot’а с коммерческой точки зрения.

Что касается SiberKIT’а, то это образовательная версия робота для сельского хозяйства. Я планирую пригласить ребят, которые помогут мне создать и довести до ума программное обеспечение под него, чтобы SiberKIT тоже можно было бы продавать. Мы планируем поставить его не только в наш МИСиС, но и в Казанский Аграрный Университет, с которым уже договорились, и РГАУ имени К.А. Тимирязева.

Таким образом, эти два проекта – ArtBot и SiberKIT – могут стать успешными уже в ближайшее время.

Н.С.: Приятно видеть, что ты полон оптимизма. Спасибо, что поделился планами.

ТАЛАНТЫ