ПОСТЫ

Полезные видеоигры: откуда они взялись, как помогают решать общественные проблемы и адаптироваться к будущему

Более 70% детей и подростков в США играют в видеоигры. В России по разным оценкам доля играющих школьников превышает 90%, а среди россиян старше 18 лет — 60%.

Видеоигры — новое медиа, но однозначного мнения о нем нет. Нужно ли спасать подрастающее поколение от этого увлечения, насколько оно вредно и чем все-таки может помочь — разбираемся с экспертами Национальной киберфизической платформы «Берлога».
Пора ли спасать детей от видеоигр
Скорее всего, вы слышали о вреде видеоигр хотя бы раз. О том, что они воспитывают в детях жестокость, снижают интерес к учебе, наносят ущерб здоровью. А еще о том, что это пустая трата времени, ведь вместо игр можно подышать свежим воздухом, заняться спортом или прочитать книгу.

Ежегодно о видеоиграх выходит более 1500 научных публикаций, но выводы исследователей противоречивы. Например, в психиатрии поднимают вопрос о поведенческой зависимости, которую могут вызывать видеоигры, а в психологии изучают связь гейминга с агрессивностью и тягой к насилию.

Другие ученые доказывают, что правильное использование видеоигр позитивно влияет на психическое развитие, социальную адаптацию и обучение детей и взрослых. Для одного эксперимента исследователи специально разработали игру. Они предложили испытуемым играть за пришельца, которому нужно выполнять задания на неизвестной планете, проявляя эмоции. Оказалось, что игра влияла на те же участки мозга, которые отвечают за проявление эмпатии. Те же выводы сделали исследователи Национального фонда грамотности Великобритании.
Тизер игры Crystals of Kaydor, которая развивает чувствительность к окружающим и учит взаимодействию с ними. Ее разработали специально для научного эксперимента, но пока так и не выпустили для всех
Почему так много людей играют в видеоигры
Как часть культуры и общественной жизни игры существуют тысячелетиями. Чем-то вроде современного хоккея или регби увлекались даже наши далекие предки — древние охотники и собиратели.

Исследователи считают, что игры лежат в основе суда, войны, спорта и других общественных институтов. Игровые процессы есть в важнейших сферах человеческой деятельности. Яркий пример — теория игр. Это математический метод, который помогает предсказать действия и решения игроков и выбрать оптимальную стратегию. Ее применяют в экономике, биологии, кибернетике, технике, антропологии, военном деле. Лауреатами Нобелевской премии за исследования теории игр уже стали почти два десятка ученых.

Игры применяют и в обучении. Например, всем знакомые детские конструкторы развивают мелкую моторику, пространственное мышление и креативность. Специальные линейки посложнее — вроде набора конструктора Берлоги — обучают конструировать и программировать небольших подвижных роботов с рабочими задачами.

Главная особенность этих наборов — универсальная методика. Если придерживаться предлагаемых правил и принципов, комбинировать компоненты и технологии в единый контур управления, можно собрать изделие любой сложности, оставаясь в бюджете учебного проекта. Все благодаря разделению интеллекта и механической работы. То есть ученик программирует и управляет роботом с компьютера или смартфона, а сам робот как самостоятельное устройство — выполняет команды, собирает и передает информацию с датчиков. Образовательных робототехнических российских наборов — десятки: от сборки простой электроники до сборки роборуки.
Роботы-конструкторы Берлоги помогают решать профессиональные задачи в упрощенном, учебном формате. Из базового набора можно собрать робота разведчика с подвижной веб-камерой, робота-курьера с манипулятором для переноски грузов и робота-художника с маркером для рисования на бумаге. При этом если использовать те же электронные модули и придерживаться методики конструирования, можно собрать и другие устройства — например, бойцов для небольшой битвы роботов
У конструкторов российских производителей есть собственная карта. С ее помощью можно подобрать набор, который подойдет текущему уровню навыков
Видеоигры тоже не остаются в стороне. В России этот рынок в последнее время на подъеме — в 2019 году он вырос на 15%, в 2020 — на 35%, в 2021 — на 9%.

Причем многие из игр, даже изначально созданные для развлечения, могут образовывать детей и взрослых и даже быть источником данных для формирования новых научных теорий.
Чем полезны видеоигры, которые на самом деле разрабатывали для развлечения
Видеоигры помогают восстановиться после работы — расслабиться, отвлечься от проблем и восстановить уровень самоконтроля. Как выяснили ученые, в этом случае простая игра на смартфоне эффективнее, чем специальные приложения для медитации и расслабления.

Кроме того, видеоигры могут мотивировать на учебу, вызывать интерес к науке или полезному предмету, передавать реальные прикладные знания и служить безопасной средой для отработки навыков. Вот несколько примеров.

Некоторые игры погружают в определенную историческую эпоху, помогают почувствовать дух времени и увидеть социально-экономические закономерности. Например, серии Civilization и Total War, Age of Empires и Imperialism. Они знакомят игроков с определенными историческими периодами и повышают интерес к дальнейшему изучению этой области.

Нетрудно представить школьный экзамен по истории: десятки дат, имен и географических названий, которые вы видели только в тексте учебника. Сложновато запомнить. Теперь вообразите ту же информацию, но упакованную в увлекательную историю, которую вы будто в реальности проживаете вместе с героями — настоящими историческими личностями. Такой подход, например, можно встретить в игре Age of Empires или Clarus Victoria.

С отечественной историей знакомит и недавно вышедшая игра «Смута». Она основана на периоде с 1598 года по 1613 год и рассказывает пользователям об исторических героях Московской Руси того времени. В роли персонажа-боярина себя успел попробовать, например, первый заместитель Министра просвещения Александр Бугаев.
В игре Age of Empires II рассказывается о реальных событиях и фактах из русской истории
В Clarus Victoria игроку предстоит превратить небольшое древнегреческое поселение Афины, Коринф или Спарту в процветающий полис
Кузьма Минин произносит речь в игре «Смута» (Скриншот: YouTube-канал Nactrum)
Другой пример — транспортные симуляторы. Впервые они появились для снижения стоимости и рисков обучения пилотов, а затем распространились на гражданскую авиацию, железнодорожный и морской транспорт. Это породило целые серии популярных видеоигр — F-15 Strike Eagle, Microsoft Flight Simulator, «Ил-2 штурмовик», «Мир танков» и «Мир кораблей». В них можно познакомиться с тем, как устроено реальное оборудование и научиться управлять им.

В таких симуляторах игрок оказывается в модели настоящей кабины сложного транспортного средства — например, самолета. Чтобы справиться с задачей, ему необходимо следить за показаниями датчиков, переключать рычаги и делать другие действия, максимально приближенные к реальности. Единственное отличие — право на ошибку: если что-то пойдет не так, вы просто начнете миссию заново.
Кабина пилота в авиасимуляторе Microsoft Flight Simulator — все кнопки и рычажки переключаются и оказывают влияние на игровой процесс (Скриншот: 3dnews)
Широко изучен и доказан положительный эффект некоторых видеоигр при изучении иностранной речи. Лучший способ освоить ее — погрузиться в соответствующую языковую среду, где можно пообщаться с носителями и увидеть реальные примеры современного словоупотребления. С этим помогают, например, диалоговые игры вроде Baldur's Gate и массовые онлайн-игры в духе World of Warcraft и EVE Online.

В этих играх нужно общаться с другими реальными людьми или персонажами на иностранном языке. Например, на каждом этапе любого из сотен диалогов выбирать различные варианты ответов, напрямую влияющих на развитие сюжета. Скажете правильные слова торговцу — получите скидку, неосторожно пошутите с городским стражником — потеряете все содержимое инвентаря и отправитесь за решетку.
Англоязычная диалоговая система в Baldur’s Gate (Изображение: Larian Studios)
Как видеоигры помогают человеку и обществу
Видеоигры — совсем небесполезное развлечение, если выбирать их с умом и не проводить за ними слишком много времени. При этом существует целая индустрия полезных игр — задающих перспективу развития человека, формирования ценностей и новых общественных институтов. Это социально-значимые игры: образовательные, позитивно трансформирующие пользователей или наукоемкие проекты.

Например, игры в преподавании программирования. Обычно этому обучают за счет освоения логики императивного программирования через систему команд, блочное программирование или текстовые языки, такие как JavaScript или Python. Часто написание кода интегрировано в игровой процесс — так устроены проекты вроде Code Combat и CheckiO.

Второе направление в обучении программированию связано с созданием собственных игр и миров, в которых код становится важной частью конструирования игровых механик или поведения персонажей. Такое можно встретить в Flowlab, Gamefroot, Minecraft или Kodu Game Lab.

Полезные видеоигры — массмедиа, которые могут быть нацелены на продвижение тех или иных убеждений. Поэтому во многих странах развиваются сообщества по созданию игр, наиболее точно погружающих в культуру народа. Например, в Китае видеоигры включены в национальную политику создания продуктов для мирового рынка, подчиняющуюся принципу «рассказывать китайские истории хорошо».

Кроме того, видеоигры используются и региональными общественными движениями для привлечения внимания к локальным проблемам. Так, группа афганских студенток в 2017 году выпустила игру Fight Against Opium о борьбе с производством опиума на территории Афганистана. Игрокам необходимо взять на себя роль афганского солдата, который пытается избавить от наркотиков местную провинцию.

Полезные видеоигры не обходят стороной и экологическую повестку. Наиболее известный пример — игра Eco. В ней нужно бережно использовать природные ресурсы и экологические технологии, чтобы создать цивилизацию, способную предотвратить грядущую катастрофу. Исходно игра должна была стать образовательной платформой для школьников, однако в итоге разработчики создали проект для массового пользователя и получили несколько престижных премий.
Какими бывают полезные видеоигры
Полезные видеоигры затрагивают разные образовательные направления. Например, в разработанной экспертами по дошкольному образованию Adventure Academy, детям необходимо вместе решать головоломки, изучая математику, искусство, естественные и социальные науки. А в Algorithm City ребята от трех лет могут познакомиться с основами алгоритмов и программирования через забавные игры с животными.

Отечественная индустрия полезных видеоигр — в стадии становления. У нее большой потенциал: как для школьников и учителей — в плане появления новых образовательных проектов, так и для разработчиков, которые хотят реализовать навыки в общественно значимой сфере. Серия «Берлога» — один из таких проектов.

Игроки «Берлоги» погружаются в мир, населенный добродушными, технологически продвинутыми медведями, которые изучают и внедряют инновации. Например, в «Берлоге: защита пасеки» пользователь может выбрать героя — конструктора, программиста или пасечника. Чтобы решать игровые задачи, предстоит программировать технику в онлайне и участвовать в активностях вне виртуальной вселенной — в реальных кружках вместе с другими ребятами.
«Главная фишка в том, что в игры встроено программирование и его можно использовать, чтобы лучше играть. Если коммерческие игры для этого подталкивают покупать какие-то дополнительные элементы, то у нас нужно программировать или в реальной жизни что-то разработать в кружке и спаять. И тогда ваш игровой персонаж будет развиваться», — объясняет Алексей Федосеев, президент и идеолог Национальной киберфизической платформы «Берлога».
В играх «Берлоги» пользователь обучается реальному программированию и попадает в целую образовательную экосистему. Участники проходят онлайн-курсы, участвуют в очных мероприятиях по электронике, беспилотному транспорту, космической инженерии и другим современным технологиям. Участвуя в мероприятиях и прокачивая собственные способности, дети получают артефакты в игре.

А наставники Национальной киберфизической платформы «Берлога» помогают ребятам сформироваться в сообщество, нацеленное на развитие и реализацию в высокотехнологичных сферах.
Решение игровых задач на визуальном языке программирования «Берлоги»
Технологически продвинутый медведь из мира «Берлоги»
Игровое поле в «Берлога: защита пасеки»
Пользователи «Берлоги» на очном занятии инженерного кружка
Как использовать полезные игры
  1. Разберитесь, какие вообще игры интересуют ребенка. Возможно, он уже пробовал себя в каких-то симуляторах или других полезных играх. Поможет простой разговор о том, что ему нравится.
  2. Подберите игры, которые потенциально могут развить подходящие интересные навыки и нравятся ребенку. Например, в «Берлоге: Защита пасеки» нужно выстраивать оборонительную систему, редактируя настройки искусственного интеллекта. В «Берлоге: Академия» игроков встречает мир медвежьей академии со множеством персонажей и программированием.
  3. Пробуйте! Разрешите ребенку сделать первые шаги в выбранной игре, разговаривайте с ним, отслеживая его успехи и то, насколько процесс помогает с образованием.
  4. Если видите, что ребенок увлекся игрой, предложите ему выйти за пределы виртуального мира — очно поучиться в кружке робототехники или попробовать силы в одной из профильных олимпиад. Например, в Национальной технологической — командном инженерном соревновании для студентов и школьников, которое, помимо развития и опыта, дает льготы и бонусы при поступлении в вуз.

Авторы текста: команда НКФП «Берлога»