Новости ассоциации | Журнал Кружковое движение

В финале НТО школьники спроектировали рой спутников для научной миссии и попробовали себя во «взрослом» геймдизайне

Победителей и призёров профилей «Спутниковые системы» и «Разработка компьютерных игр» Национальной технологической олимпиады (НТО) объявили в Учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ.

В 2022/2023 учебном году НТО проводится в восьмой раз при координации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, проектный офис олимпиады развёрнут на базе НИУ ВШЭ при методическом сопровождении Ассоциации участников технологических кружков (Кружковое движение НТИ) совместно с АНО «Платформа НТИ», АНО «Россия — страна возможностей», Агентством стратегических инициатив и Российским движением детей и молодёжи «Движение Первых». Всего для участия в текущем сезоне олимпиады зарегистрировалось более 130 тысяч школьников и студентов.
В финале профиля «Спутниковые системы» приняли участие 48 школьников из 11 регионов страны, от Санкт-Петербурга и Москвы до Красноярского края и Томской области. Профиль поддерживает госкорпорация «Роскосмос», вузом-организатором выступает Московский институт электроники и математики им. А. Н. Тихонова НИУ ВШЭ, задания разработаны при участии экспертов компании «Образование будущего». «Спутниковые системы» — старейший профиль НТО, он развивался при поддержке СибГУ и НовГУ, проводится с 2015/2016 учебного года и каждый сезон активно привлекает школьников.

Финалистам предстояло спроектировать группировку из спутников разного назначения: одни из них непосредственно выполняют научную миссию, другие являются ретрансляторами, то есть передают данные. Между собой спутники взаимодействуют по принципу роя, то есть «общаются» друг с другом в процессе выполнения общей задачи.
«Многим кажется, что спутник — это сложный космический аппарат, который могут создать только большие предприятия. Однако с каждым годом на орбите появляется всё больше спутников, разработанных небольшими, в том числе школьными и студенческими, командами. На протяжении всего учебного года участники НТО знакомятся со всеми жизненными этапами и различными проблемами разработки компактных и бюджетных автономных решений для космоса. При этом полученный на олимпиаде практический опыт они смогут применить в самых разных инженерных направлениях — как в космосе, так и на Земле», — подчеркнул ответственный секретарь оргкомитета НТО, проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.

В командном зачёте финала победу одержала команда «Спорадик» из Курской области в составе: Алексей Найденков, Денис Левент, Владислав Касторной, Эльдар Гасанов.

В индивидуальном зачёте победителями стали Тарас Епифанцев и Алексей Гиленко из Москвы, а также участник команды-победителя Алексей Найденков. Призёрами объявлены москвичи Матвей Иванов, Илья Алешин, Глафира Мигунова, Роман Каретников и Константин Семыкин; а также Денис Левент, Владислав Касторной и Эальдар Гасанов из Курской области и Арман Султанов из Красноярского края.
Вузом-организатором профиля «Разработка компьютерных игр» выступает Московский институт электроники и математики им. А. Н. Тихонова (МИЭМ НИУ ВШЭ) при поддержке VK, VK Play и компании Ninsar. Участие в финале приняли 39 школьников 8–11 классов из 14 регионов России, от Калининградской области и Крыма до Амурской области. В финале командам школьников предстояло разработать полноценный прототип игрового проекта в сеттинге Древней Руси. Для игры в рамках задания был выбран жанр soulslike — для него характерна мрачная и загадочная игровая вселенная, которую может исследовать игрок, и достаточно свободный сюжет. В конце соревнований команды презентовали свои прототипы реальным продюсерам игровой индустрии.

«Игровая индустрия во всём мире активно растёт и при этом испытывает серьёзную нехватку кадров. Выбирая профиль «Разработка компьютерных игр» Национальной технологической олимпиады, ребята уже в школе получают реальный опыт работы над игровым проектом, подразумевающий не просто формулирование идей, но и создание работающего прототипа, на который могут получить обратную связь от экспертов отрасли. НТО даёт уникальный опыт для увлечённых геймдизайном школьников и хороший задел для профессионального старта на одном из самых популярных рынков», — отметил Дмитрий Земцов.

«VK более 11 лет совместно с ведущими вузами страны дает студентам возможность получить практические знания в сфере IT, в том числе готовит специалистов для игровой индустрии. Мы рады выступить партнером профиля «Разработка компьютерных игр» Национальной технологической олимпиады и поздравляем всех его победителей и призеров, которых приглашаем пройти ускоренный отбор на стажировку и образовательные проекты VK. А проект победившей команды будет размещен на нашей игровой платформе VK Play — это отличная возможность попасть в поле зрения ведущих игровых компаний и начать карьеру в геймдеве», — отметила Анна Степанова, директор по образовательным проектам и связям с вузами VK.
В командном зачёте победу одержала команда «Печеньеги»: Александр Лазуренко (Белгородская область), Демьян Михеев (Калининградская область), Владимир Чернявский, Владимир Михнев (оба — Севастополь). Александр Лазуренко, Владимир Чернявский и Демьян Михеев (Калининградская область) стали победителями в индивидуальном зачёте. Призёрами объявлены Никита Нехаенко (Республика Крым), Владимир Михнев (Севастополь), Владимир Гречухин (Свердловская область), Иван Лобанов (Свердловская область), Гаджимурад Сайгитов (Москва), Никита Фирсов (Свердловская область).

Призёры и победители профилей «Спутниковые системы», «Разработка компьютерных игр» и ещё 26 направлений НТО смогут получить 100 баллов ЕГЭ и другие льготы и преимущества при поступлении в ведущие технические вузы России. Всего в восьмом сезоне НТО приняли участие более 130 тысяч школьников и студентов со всей России и из зарубежных стран. Серия заключительных этапов НТО продлится до 8 апреля.