Начать создавать будущее уже сегодня — вот одна из важнейших и интереснейших задач, которую ставит перед собой Кружковое движение
Кружковое движение и практики будущего
Мы в Кружковом движении убеждены, что не стоит просто ждать и прогнозировать будущее, его нужно практиковать. То есть, распознав возможные сценарии грядущего и выбрав те, что соответствуют его ценностям, человек уже сегодня может прототипировать их в рамках своей деятельности, создавая полигоны для развития практик.
Нам кажется очень важным ставить цели на 10, 20, 100 лет вперед и идти к ним, а не только предлагать продукты и решения, востребованные здесь и сейчас. Особенно это касается проектов, связанных с новыми технологиями. Ведь научно-технический прогресс может как решать проблемы настоящего, так и создавать новые и даже приводить к масштабным катастрофам. Так, например, простой перевод школ на дистанционное образование может стать причиной появления самого необразованного поколения людей и нового неравенства; тотальная автоматизация рискует привести к потере человеком смысла жизни и утрате чувства ответственности за принимаемые решения, а технологии повышения урожайности — к ухудшению нашей среды обитания. Поэтому так важно, чтобы технологические энтузиасты, с которыми работает Кружковое движение НТИ, учитывали последствия внедрения своих разработок на десятки, а то и сотни лет вперед, задумывали и реализовывали проекты, которые ведут нас к желаемому будущему.
Когда мы говорим про практики будущего, мы имеем в виду целенаправленную деятельность по преобразованию мира, определяющую образ и уклад жизни человечества. То есть энтузиасты, которые практикуют будущее, задумываются о какой-то глобальной проблеме современности и ищут пути, как жить так, чтобы обойти ее. Они экспериментируют и вырабатывают новые практики — примеры того, как будут жить люди в будущем. Например, придумывают, как общественные пространства станут способствовать поддержанию коллективного здоровья благодаря своей архитектуре, применяемым материалам и логике использования. В городах разовьется сити-фермерство: на каждой крыше найдется место для огорода с местными овощами, а в каждой квартире — место для зеленой стены-вертикальной фермы для выращивания зелени, снабжающей витаминами всю семью круглый год. Вот пример образа будущего, за который уже сейчас борются некоторые сообщества.
Выращивание практик будущего
Практика будущего невозможна без сообщества, которое уже сейчас целенаправленно преобразует мир и предлагает, можно жить по-другому. Без него иной образ жизни будет только фантазией, но не практикой. У этого сообщества должна быть ценностная позиция относительно будущего (что оно считает приемлемым/неприемлемым) и целевой образ, в который стремится попасть.
Обычно образ будущего отстраивается от настоящего: есть всеобщая проблема, которая оценивается сообществом — почему так больше нельзя жить и зачем нужны новые практики. И есть проектное решение, которое ориентировано в будущее. Собственно практика будущего — это межпоколенческий проект из настоящего в будущее. В обычном понимании у проекта есть ограниченные сроки, и он ведется до конкретного результата, после чего команда распадается. Практика будущего не может закончиться так быстро, она должна передаваться от поколения к поколению, иногда не один раз, и таким образом менять мир и формировать будущее. При этом и она сама может изменяться, потому что это эксперимент, и, вполне вероятно, сообществу придется что-то корректировать в схеме эксперимента, ориентируясь на петлю обратной связи.
Чтобы «вырастить» практику будущего, необходимы шесть составляющих.
Сценирование будущего. Практики будущего отличаются и от прогноза, который фиксирует тенденции и на их основе предугадывает грядущее, и от форсайта, который собирает экспертные мнения стейкхолдеров и пытается сложить общее видение желаемого будущего. Наша работа напоминает процессы экспериментирования и игры. Будущее не прогнозируется, не проектируется, а сценируется и проигрывается на себе. Тот, кто реализует сценарий — активный персонаж, действующий в сложной «палитре» проектов, постоянно сталкивающийся с другими группами, которые выстраивают свое будущее. Он вынужден сверяться с ними, верифицировать свои цели, удерживать свою позицию. Мы принимаем такое сценирование как базовый принцип работы с будущим. Для того, чтобы иметь возможность проиграть, прожить определенное развитие событий, проработать сценарий, требуется особое пространство, которое мы называем полигоном (Протопия — это понятие, выделенное Кевином Келли, означающее наиболее желаемый сценарий развития цивилизации из наиболее достижимых. Приставка «прото-» указывает на непосредственную связь со словом «прототип», поэтому слово «протопия» можно формулировать как «прототип желаемого будущего»).
Проектное мышление. При оперировании понятием практик будущего ключевым считается выращивание проектной субъектности и проектного мышления. Проектное мышление включает в себя способность к разработке замысла всеобщего действия и преобразующее отношение к миру. Сценирование будущего, как правило, осуществляется одним человеком за всю группу и возможно только с позиции проектного мышления. Оно предполагает, что носитель практики не просто находится в процессе реализации своего замысла, но и то, что он постоянно проигрывает будущее с другими людьми и корректирует его по ходу развития событий. Таким образом, проектный замысел постоянно пересоздается по ходу сценирования и проигрывания.
Эксперимент. Модель внедрения практик будущего заключается в том, что сначала проводится эксперимент на опытном полигоне. После получения результатов осуществляется инновация — перенос ряда технологий, отработанных в ходе тестирования, на ограниченное число площадок. Переносится не вся модель, а отдельные ее элементы, и происходит проверка того, как они живут в этой инновации. Только после этого инновация может быть переведена в массовую практику. На всех стадиях постоянно трансформируется та среда, в которую внедряется новая практика. Сложность социо-технологического эксперимента заключается в том, что это всегда эксперимент формирующий, и исследователь — всегда часть этой среды. Совершая социальную инновацию, ты должен быть готов меняться сам, выращивать будущее на себе, возможно, не только в режиме эксперимента, но и в режиме протопии.
Трансляция и развитие. Каждый полигон выполняет функцию трансляции и преобразования определенного типа норм и идентичности. Заниматься практиками будущего нельзя вне культурной среды, вне ценностной позиции того целого, которое ты поддерживаешь. У любой инновации есть культурные корни, иногда скрытые, на которые она опирается, и нельзя рассматривать появление новой технологии вне культурного контекста, потому что он влияет на то, как на самом деле изменится социо-технологический уклад. Чтобы осуществить реальный сдвиг, необходимо проектировать осознанно позиционно.
Межпоколенческое сообщество. Сценируя будущее, важно проиграть этап воспроизводства длиной хотя бы в одно поколение. Только тогда можно увидеть существование и укоренение замысла, когда первая команда проекта уже не будет стоять «у руля». Такой акт трансляции осуществляется за счет межпоколенческой коммуникации.
Социо-технологический уклад. Социо-технологический уклад понимается нами как совокупность технологий, определяющих ключевые для экономики процессы и поддерживаемые ими социальные отношения, образы жизни и способы самоопределения. Именно он предмет преобразования практиками будущего, а выделенные в нем проблемы формируют проектный замысел. При этом чтобы осуществить преобразование целого, в котором живут люди, и задать другой сценарий будущего, необходимо сценировать новые принципы взаимоотношений между людьми, на основании которых будет существовать человечество, и то, как технологические решения повлияют на социальную структуру.
Горизонты практик будущего
Практики будущего — это многогоризонтное явление. Они могут различаться по степени воздействия на социо-технологический уклад и по дальности «заглядывания в грядущее». Можно выделить четыре типа практик будущего:
Первый тип практик — это достаточно заметные практики, которые уже проявлены сейчас. Они апеллируют к конкретному проблемному полю, лежат внутри определенного культурного слоя, пока не массовы, но могут стать нормой через 20 лет. Например, многоразовые стаканчики. В рамках борьбы с одноразовыми пластиковыми стаканчиками в некоторых кафе уже предлагают наливать напиток в собственную кружку, в офисах заводят индивидуальные или общественные чашки для сотрудников, которые можно помыть. На горизонте в 10−20 лет именно многоразовые стаканчики могут стать нормой использования, захватив место одноразовых и осуществив небольшую сдвижку в отношении людей к окружающей среде. Такие практики вполне могут быть реализованы в школьном кружке. Можно назвать их «слабыми разрозненными практиками», потому что они не требуют всей энергии актора и по отдельности не обеспечивают тектонического сдвига социо-технологического уклада.
Второй тип не отличается от первого по времени, но отличается по масштабу. Это «сильные решающие практики», которые, в отличие от практик первого типа, требуют больших ресурсов и множество последователей. Однако и изменение социо-технологического уклада они дают тоже значительное. Пример практик такого типа — открытые лицензии на свободное использование результатов интеллектуальной деятельности. Когда их запустила некоммерческая организация Creative Commons, а дальше подхватили и другие компании, то фокус с личной интеллектуальной собственности был радикально сдвинут на коллективное достояние.
Аналогичным образом на временном интервале в 50−100 лет можно выделить два типа практик: «слабые разрозненные» практики и «сильные решающие» практики.
В качестве слабой практики с горизонтом в 50 лет можно назвать, например, создание беспилотного транспорта в Якутии. Такая техника может появиться на Севере в рамках чьего-то стартапа, но на его реализацию потребуется столько же энергии, сколько на внедрение «сильной практики» с горизонтом в 10−20 лет, и почти вся жизнь человека.
К «сильным практикам», которые могут стать нормой через 50−100 лет, относятся вопросы создания новой школы и новых систем управления. Эти практики работают на такой фундаментальный сдвиг, что не могут быть реализованы одним человеком, даже если он потратит на них всю свою жизнь. «Сильные практики», как правило, настолько масштабны, что приводят к радикальным изменениям социо-технологического уклада и к ним не существует инструкции.
Практики с горизонтом планирования 10−20 лет, как правило, уже проявлены, тогда как практики 50−100-летней «выдержки» — это только формирующиеся направления. С позиции сегодняшнего дня мы видим только указания, намеки на то, какими они могут быть. А значит, есть время и возможность повлиять на то, что за практики определят новый социо-технологический уклад.