Технологии Кружкового движения | Журнал Кружковое движение

Манифест РОББО. Часть 1

Недавно издательство ЭКСМО выпустило книгу основателя компании РОББО Павла Фролова: «Сила франчайзинга. Как компания РОББО построила топовую международную EdTech-франшизу». В ней рассказывается об успехах, неудачах и развитии франшизы РОББО для тех, кто хотел бы открыть собственнуюEdTech-компанию. Электронную книгу можно приобрести на LitRes, а печатное издание – на маркетплейсах, например, в LinuxCenter.Shop.

В «Силе франчайзинга» впервые презентуется Манифест РОББО, где Павел пишет о том, как стране достичь технологического суверенитета, какие четыре свободы даёт Open Source и почему важно развивать эти технологии и изучать их с детства, а ещё – как получать преимущества от открытых технологий на всех уровнях управления. После выхода книги манифест был опубликован на сайте РОББО. Мы тоже решили познакомить с ним вас, дорогие читатели, поэтому, с позволения Павла, публикуем Манифест РОББО в нашем журнале. Перед вами – его первая часть.


МАНИФЕСТ РОББО. БУДУЩЕЕ СВОБОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИЛИ ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ ИННОВАЦИЙ. Часть 1

1. Введение: Мы живём в BANI-мире

Наша цивилизация находится на абсолютно новом витке развития. Устойчивый, предсказуемый, простой и определённый SPOD-мир стал изменчивым, неопределённым, сложным и неоднозначным VUCA-миром, который стремительно превращается в BANI-мир: хрупкий, тревожный, нелинейный, а главное — непостижимый (рис. 1). [Прим. ред.: в оригинальном издании манифест является не первой частью книги и все номера рисунков имеют порядковый номер на 20 выше, т.е. наш рис. 1 – это рис. 21 в оригинале, и т.д.]
Рис. 1. Концепции, описывающие реальность, окружающую современного человека
Мир стремительно меняется, и людям приходится приспосабливаться. Это одна из причин, по которой повсеместно возрастает уровень тревожности. Нестабильность порождает страх — именно эта эмоция доминирует в обыденной жизни и даже в культуре и искусстве рубежа XX и XXI веков.

Поэтому так важно понимать, что же всё-таки сегодня происходит с нами, а самое главное — что с этим делать?



2. Технологии развиваются быстро, нужно постоянно учиться, но знания закрыты

Наука и техника развиваются так быстро, что теперь за время жизни одного поколения прежде стабильный технологический ландшафт меняется несколько раз. Технологии вокруг нас обновляются уже каждые 3–5 лет.

Раньше с полученными в школе (институте или техникуме) знаниями можно было найти стабильную работу и трудиться на ней всю жизнь. А сегодня знания и навыки, связанные с технологиями, устаревают ещё до окончания обучения (рис. 2).
Рис. 2. Ускорение социального времени с развитием технологий
Для того чтобы обеспечить стабильный уровень жизни, людям приходится непрерывно обучаться. Концепция lifelong learning [1] стала неотъемлемым условием успешной карьеры. Некоторые компании даже начали внедрять её как часть корпоративной культуры. Например, сотрудники одной известной международной IT-компании обязаны уделять обучению не менее 10% рабочего времени. И таких компаний становится всё больше!

В BANI-мир впишутся только те, чей мозг непрерывно развивается. И это не фантастика. Ещё в ХХ веке французский нейробиолог Жан-Пьер Шанже утверждал, что мозг, в сущности, формирует сам себя. Необходимо тренировать нейропластичность, постоянно образуя новые нейронные связи. Тем более что с каждым годом всё больше профессий поддаётся алгоритмизации, то есть переходит к машинам.

Два года назад в России была издана книга Дэниела Сасскинда «Будущее без работы» — впервые официально переведённая на русский язык с помощью искусственного интеллекта. Обложку для неё также создала нейросеть (рис. 3).
Рис. 3. Первая в России книга, изданная с помощью машинного перевода
По сути, эту книгу издали роботы. Для нас это фактически означает, что если не начнём максимально использовать знания и навыки для творческого подхода к решению задач, то мы все останемся без работы!

При этом нас с детства обучают жить по готовым инструкциям. Капиталистический мир, построенный на индивидуализме, патентах и ноу-хау, многие важные знания погрузил во мрак чёрных ящиков, сделав их тайными и заставив людей относиться к ним, как к магии. Мы уже не знаем, как устроен наш автомобиль или из чего состоит кока-кола.

Особенно это касается знаний, связанных с технологиями. Они оказались в руках корпораций — узкой группы людей, которая определяет, как должны действовать все остальные. И мы настолько привыкли к этому, что уже не можем выйти за пределы готовых рекомендаций. Наша психика не готова к творчеству.

Возникает парадокс: с одной стороны, для выживания необходимо учиться, а с другой — большая часть знаний закрыта, и за возможность к ним прикоснуться нужно побороться.



3. Проблема: перевёрнутая пирамида знаний неустойчива и блокирует развитие инноваций

Современное патентное право блокирует развитие инноваций и творчества. Эту систему создали, чтобы помочь авторам изобретений получать вознаграждение, но в итоге в мире, где всё построено на запатентованных идеях и ноу-хау, основную выгоду получают скупщики патентов — монополисты.

С помощью патентов и ноу-хау корпорации не пускают конкурентов на рынок, устанавливая выгодные для себя цены. Такой подход не позволяет развиваться высококонкурентному рынку.

Рыночная экономика возможна только когда есть идеальная конкуренция. Например, любой желающий может открыть булочную, и тогда средняя цена на продукцию будет определяться рынком. Но если вы решите создать компьютер или сотовый телефон, то для начала придётся приобрести патенты на его компоненты, вплоть до дизайна и стандартов связи (Wi-Fi и Bluetooth). Поэтому технологические инновации доступны лишь избранным.

Сегодня те, кто уже обладает ресурсами, стараются запатентовать как можно больше «изобретений» (иногда абсурдных), чтобы создать монополию и ограничить конкуренцию (рис. 4).

Маленькая группа скупщиков авторских прав управляет технологиями, которые большинство населения планеты использует ежедневно (рис. 5). О какой свободе и конкуренции в таких условиях может идти речь?
Слева: рис. 4. Монополисты против идеальной конкуренции. Справа: рис. 5. Патентообладатели контролируют технологии, от которых зависит повседневная жизнь миллиардов людей
Высшая ступень развития такой системы — формирование узкого круга техноолигархов, которые принимают решения исключительно ради своей выгоды и ограничивают рядовым пользователям доступ к информации и знаниям.

Пирамида знаний в таком перевёрнутом виде не может быть устойчивой (рис. 6).
Рис. 6. Пирамида знаний, блокирующая развитие инноваций и конкуренцию
Последние 150 лет доминирующей формой организации производства была вертикально-интегрированная компания в виде открытого акционерного общества. За десятилетия слияний и поглощений такие компании постоянно росли, и в каждой индустрии фактически осталось не более 10 игроков — крупных технологических корпораций.

Главный плюс корпорации — удобство привлечения инвестиций, но по законам диалектики он же порождает целый ряд минусов:

1. Подмена цели, когда для акционеров уровень капитализации намного важнее качества производимых товаров и услуг. В угоду быстрому росту капитализации тормозится развитие технологий. Например, за последние 30 лет все новые IT-технологии созданы в мелких стартапах, которые потом куплены корпорациями (Android, YouTube, WhatsApp, Instagram и другие).

2. Коллективная безответственность многоуровневой корпоративной бюрократии. Раздутые структуры внутреннего контроля и бесконечные отчёты порождают сопротивление любым изменениям.

3. Растущая популярность «экономики постмодерна», в которой важнее заявить о себе и казаться, чем делать и развиваться. Следствие из этого — имитация бурной деятельности и решения, принятые для удовлетворения пожеланий акционеров.

4. В итоге формируется так называемая «виртуальная экономика», где объём рынка акций в 10 раз больше рынка реальных товаров и услуг, а рынок производных инструментов (фьючерсов и опционов) в 10 раз больше рынка акций.

Очевидно, что такая конструкция статически и динамически неустойчива — результаты этого мы наблюдаем прямо сейчас, когда экономический кризис стал перманентным.

Современные бенефициары технологий сделали знания товаром, частной собственностью, которую можно запатентовать, скупить, заработать на идеях монопольно высокие сверхприбыли — и на эти деньги поменять систему в пользу технологических олигархов, составляющих меньшинство населения планеты (рис. 7).
4. Варианты развития: добрая и злая сказка

Развитие технологий, автоматизации и роботизации уже в ближайшие 20 лет позволит заменить роботами большинство рабочих мест, предполагающих рутинные действия по чётким инструкциям. А что будет с нами и нашими детьми, когда люди останутся без работы? Что будет с нашим обществом?

Есть два варианта развития событий:

1. Всю работу будут делать роботы, а выгоду от технологий получит большинство населения планеты. Люди реализуют смысл жизни через созидательное творчество, получая безусловный доход, достаточный для комфортной жизни их семей. Наступит золотой век всеобщего благоденствия и процветания.

В 1979 году в социалистической Болгарии предприняли смелый опыт под названием «Пловдивский эксперимент». Молодёжь решила смоделировать жизнь в мире, где человеческий труд полностью вытеснен роботами. Подробнее о нём написал Владимир Бусленко в книге «Наш коллега — робот» (рис. 8).
Рис. 8. Обложка книги, посвящённой благоприятному сценарию роботизации
2. Другой, более вероятный вариант — люди станут не нужны капиталистам (рис. 9). Всю работу будут делать роботы, принадлежащие нескольким всемирным корпорациям, а бенефициарами технологий станет меньшинство олигархов, которые и будут пользоваться всеми благами автоматизации.

В 2013 году экономист Карл Фрей и инженер Майкл Осборн изучали вероятность вытеснения людей роботами и машинами. По их прогнозу, 47% существующих в США рабочих мест будут роботизированы. Крупный банк ING перенёс методику исследования на европейский рынок труда и обнаружил, что в Европе под угрозой находится 59% рабочих мест.
Рис. 9. Замещение людей роботами
Современные экономические и политические кризисы во многом обусловлены растущим уровнем безработицы по всему миру. Например, в США уже более 30 миллионов безработных. Пока роботизация не затронула творческие профессии, но и это ненадолго. Искусственный интеллект и нейросети постепенно меняют креативные индустрии. Например, компания СТС планирует снять первый сериал по сценарию нейросети, обученной на популярных ситкомах «Воронины», «Восьмидесятые», «Дылды» и других (рис. 10).
Рис. 10. Постер инновационного ситкома по сценарию нейросети
При любом из вариантов развития ситуации очевидно одно: если люди не начнут непрерывно обучаться и использовать свои знания и навыки для решения творческих задач, то им будет крайне сложно найти работу в новом мире, где главенствуют технологии.


5. Open Source как решение кризиса

Есть ли возможность сделать сценарий развития более оптимистичным для человека?

Лучший выход — отказаться от патентных монополий. Как? Решение проблемы предложил ещё в конце XX века Ричард Столлман, который стал основателем и популяризатором движения Open Source (рис. 11).
Рис. 11. Основатель движения Open Source
Технологии эволюционируют постепенно: сначала для производства создавались мастерские, потом мануфактуры, затем настало время фабрик, а после этого — технологических корпораций. Сообщества Open Source — следующий виток, новый способ производства инноваций.

Исторически сообщество Open Source занималось преимущественно созданием софта, так как тогда программное обеспечение для коммерческих компьютеров стоило подчас дороже, чем аппаратное. Программисты-энтузиасты решили это изменить и впервые ввели лицензию GPL — General Public License, которая должна защитить право пользователей программ на свободное копирование, модификацию и распространение софта. Сейчас наиболее важные разработки происходят в глобальном сообществе Open Source, объединяющем технологических энтузиастов со всего мира, через краудсорсинг [2] и краудфандинг [3].

От программного обеспечения эта идея распространилась на изготовление материальных вещей и различные общественные проекты.

Что такое технологии Open Source и почему они необходимы? Это свободные, доступные технологии, которые подразумевают четыре свободы пользователя:

  • применять продукт в любых целях;
  • изучать, как он работает, и модифицировать под свои нужды;
  • делать копию, чтобы поделиться с товарищем;
  • улучшать продукт и размещать улучшения в публичном доступе, чтобы помочь сообществу двигать прогресс вперёд.

Я считаю, что создание чего-то нового силами сообщества — это современный способ организации производства, который позволит преодолеть монополизацию знаний и технологий, а также ускорит развитие инноваций. Это особенно важно в условиях, когда глобальные IT-поставщики уходят с российского рынка. Именно Open Source продукты, использование которых не может быть ограничено, способны вывести отечественную экономику на новый технологический уровень.


6. Примеры преимуществ Open Source из практики «РОББО»

Компания «РОББО» — пример того, как концепция Open Source феноменально меняет различные сферы, например образовательную индустрию (рис. 12).
Рис. 12. Преимущества Open Source в «РОББО»
«РОББО» учит детей от 5 до 15 лет технологическому предпринимательству, готовя мейкеров и инженеров будущего с помощью суверенной платформы собственной разработки. Мы создали единую экосистему, состоящую из оборудования, программного обеспечения, подготовки учителей и учебно-методических комплексов для обучения детей креативному программированию, схемотехнике и микроэлектронике, мобильной робототехнике, интернету вещей, созданию технологий «умного дома», 3D-прототипированию и 3D-печати.

«РОББО» — один из самых масштабных проектов в области образования, созданный за очень небольшие деньги благодаря феномену Open Source. Технологии, которые стоили миллиарды долларов, мы получили бесплатно и на их основе создали линейку разработок «РОББО», которые, в свою очередь, дарим сообществу Open Source в качестве благодарности за возможность запустить успешный бизнес.

Образовательная платформа «РОББО» включает шесть основных компонентов (рис. 13):

1. Open Source оборудование собственного производства.

2. Open Source софт собственного производства.

3. Система подготовки педагогов и образовательных методик.

4. Система международных конкурсов и олимпиад, которые мы организуем.

5. Коммерческая международная франшиза — «Роббо Клуб» и «Роббо Академия».

6. Онлайн-платформа для обучения ROBBO LMS, в которую интегрированы технологии виртуальной реальности.
Рис. 13. Основные компоненты образовательной платформы «РОББО»
В этой экосистеме дети погружаются в мир робототехники и проходят весь путь от написания первого кода до создания настоящих роботов своими руками с помощью 3D-моделирования и 3D-печати.

Наши роботы, наборы, конструкторы и лаборатории выполнены в прозрачных корпусах, которые позволяют заглянуть внутрь и понять, что там нет никакой магии — лишь технология, хоть пока и непонятная. Никаких «чёрных ящиков», характерных для проприетарных образовательных продуктов.

Такая система позволяет отойти от ряда аксиом в детском техническом образовании. Например, о том, что на компьютере должна стоять операционная система Microsoft Windows, исходный код которой видели единицы людей. Именно поэтому мы стремимся масштабировать наш подход, чтобы в образовательных учреждениях могли готовить не пользователей западных проприетарных продуктов, а будущих технологических предпринимателей и инноваторов, не ограниченных аксиомами и обладающих достаточной нейропластичностью для адаптации к новым условиям жизни в BANI-мире.

В свою очередь, такая подготовка будет способствовать развитию инновационных стартапов в IT-сфере — ведь творчество разработчиков в открытой системе не сковано запретами от патентодержателей. Это существенно изменит расстановку сил на международной бизнес-арене. И всё благодаря Ричарду Столлману!

Приведу пару примеров использования Open Source на практике.

В 2008 году в Россию пришёл 4G-интернет от компании Yota. До этого на рынке присутствовали только WiMAX 4G-модемы без функции раздачи сигнала по Wi-Fi, и монополисты-провайдеры в офисах брали сумасшедшие деньги за проводное подключение к интернету.

Встал вопрос о необходимости создания роутера, который смог бы обеспечить интернетом весь офис, подключенный к WiMAX-модему. Компания Yota предприняла действия в этом направлении, но первые версии её роутеров не работали.

Тогда команда «ГНУ/Линуксцентр» взяла Wi-Fi-роутеры с открытыми прошивками и добавила в них свободный драйвер для WiMAX — MadWiMAX авторства Александра Гордеева. В итоге мы получили устройство, которое раздаёт 4G-интернет в небольшом офисе. На протяжении двух лет оно было единственным альтернативным способом передачи сигнала — и нам удалось продать более 5000 таких роутеров.

Другая иллюстрация — 3D-технологии. Работой 3D-принтера руководит его мозг — микроконтроллер (как правило, базирующийся на Arduino) со свободной прошивкой Marlin для управления им. Собрать из этих компонентов несложный 3D-принтер может любой человек, даже ребёнок. Такое возможно благодаря подходу Open Source — в противном случае для разработки 3D-принтера пришлось бы привлечь целый научно-исследовательский институт за большие деньги.

Данное направление стало особенно популярным с момента истечения срока патента на технологию FDM для 3D-печати. Появились разные модификации 3D-принтеров: для медицины, строительные, пищевые и многие другие. Патентное право больше не мешает инноваторам использовать эту технологию и не тормозит её развитие.


Павел Фролов, основатель компании РОББО


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Lifelong learning (непрерывное образование) — рост образовательного (общего и профессионального) потенциала человека в течение всей жизни в соответствии с меняющимися потребностями личности и общества, вызванными прогрессом науки и техники.

[2] Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение членов сообщества к решению тех или иных задач ради общей цели на добровольной основе (например, Википедия).

[3] Краудфандинг (коллективное финансирование) — сбор средств, добровольное объединение денежных ресурсов сообщества для поддержки усилий людей или организаций.
ТЕХНОЛОГИИ КРУЖКОВОГО ДВИЖЕНИЯ