Конкурсы и проекты | Журнал Кружковое движение

«Навигатор поступления»: пространство для знакомства школьников и университетских научных команд.

В прошлом учебном году Кружковое движение запустило проект по построению навигатора для абитуриентов, основанному на карте наиболее интересных и перспективных университетских команд. Сейчас в нём опубликованы 14 интервью с учёными, представляющими лаборатории в вузах, а также рекомендации по поступлению в направлении нейротехнологии на цифровой платформе «Талант». Читая о научных проектах, нынешние абитуриенты могут узнать подробнее о происходящей технологической работе в вузе и, основываясь на этой информации, принять решение о том, куда хотят поступить.

Маргарита МОСКВИНА поговорила с руководителем проекта «Навигатор поступления» Анной ТИТОВОЙ о целях проекта и планах на его будущее.

Руководитель проекта Анна Титова

Маргарита Москвина: Как вообще появилась идея проекта?

Анна Титова: Автором идеи был Алексей Федосеев (президент Ассоциации участников технологических кружков — прим.ред.). Родилась она как логичное продолжение работы над НТО, проектными школами, конкурсом кружков. У Кружкового движения появилось много друзей в разных сферах: технологических, на рынках НТИ, среди образовательной тусовки, университетских команд. И возникла мысль: мы знаем столько классных экспертов, но почему-то о них не рассказываем ни школьникам, ни другим людям вокруг нас. Между собой они тоже не всегда знакомы. Возникает вакуум, а мы могли бы быть связующим звеном и сделать продукт или пространство для того, чтобы школьники и студенты узнавали про университетские команды, которые мы точно рекомендуем для дальнейшей работы. Постепенно эта цель перешла в проект «Навигатор поступления», который мы сейчас начинаем. Он должен охватить несколько слоев: исследование научных разработок в вузах, профнавигационную деятельность абитуриентов технологических направлений и доработку профилей цифровой платформы «Талант». В данный момент мы создаём информационное пространство, направленное на профессиональную навигацию абитуриентов, рассказываем, какие есть классные научные и разработческие команды. Есть цель на будущее — чтобы в пространстве Навигатора можно знакомиться, придумывать совместные проекты, не теряться. Ну и, конечно, чтобы школьники в нём могли найти вуз, в который они захотят поступить.

М.М.: То есть, задачка «помочь школьнику найти вуз с классной научной и технологической командой» — это лишь вершина айсберга?

А.Т.: Да, наш проект многослойный, как пирамида, целей несколько. Есть реальность: у Кружкового движения много разных связей и знакомых экспертов. Есть лучики, которые уходят на периферии из ядра Кружкового движения. Их можно собрать в единое пространство, в котором человек сможет выбрать себе образовательную траекторию: найти классные кружки, вузовскую команду мечты, проект, в котором хотел бы работать, тему, которая заинтересует. Это первый, основной уровень.

Средний уровень — создать ряд инфраструктурных инструментов, которые приблизят образ профессионала, который уже состоялся и который уже работает над научной разработкой или является её носителем, к школьнику, который ещё определяется. То есть помочь школьнику выстроить свою профессиональную самоидентификацию, и понять, что нужно сделать, чтобы её достичь.

Последний уровень — выращивание субъектности, чтобы у молодого человека появилось понимание своего пути. Чтобы он шёл в вуз не потому, что прошёл по баллам или потому, что здание вуза находится рядом с его домом, а потому что у него возникает понимание, зачем ему нужно обучение в этом вузе — ради какого содержания, методов работы, персоналий он пойдет учиться на ту или иную академическую программу. Например, что в ДВФУ работает Артур Рамилевич Биктимиров, который проводит в лабораториях эксперименты с нейроимплантами, которые облегчают жизнь людям с болезнью Паркинсона, и делает современные операции для того, чтобы улучшить качество жизни пациентов с этой болезнью. Хочется, чтобы у школьника появилось желание изучить, как Биктимиров это делает, за счет чего решается проблема, как используются AR/VR технологии в нейрохирургии — и чтобы именно поэтому человек ехал в ДВФУ учиться у него.

Артур Биктимиров, врач-нейрохирург, Дальневосточный федеральный университет

М.М.: А какому количеству школьников вообще важна эта составляющая в вузе — мощные специалисты, работающие над крутыми проектами научного и технологического характера? Есть у вас такое понимание?

А.Т.: Наших количественных исследований на эту тему нет. Есть исследования по субъектности подростков, которые проводил для Кружкового движения в Институт опережающих исследований им. Шифферса, и исследование в рамках проекта «Билет в будущее» — федеральной профоориентационной программы. Там оценивали как раз запросы со стороны школьников.

Мы в начале проекта сделали фокус-группу: брали интервью у школьников, показывали им материалы, которые у нас получаются с учёными, смотрели отклик на них. В этой группе были ребята, которые достаточно осознанны и уже задумывались, на какие академические программы идти и почему. Но не всегда у них было понимание, что конкретно они хотят знать про эту программу. Например, они понимают, что им интересно машинное обучение. Но что именно делать, в какой проект идти, где оно пригодится — тут у них есть слепые пятна, которые нужно закрывать. Глубокое погружение в тему вместе с учёным помогает в этом разобраться, расширяет кругозор, расширяет понимание того, как сфера, которой они занимаются, применяется в жизни и кем можно работать. Такие материалы помогают ответить на вопросы, которые часто есть в голове подростка, даже если они не сформулированы. Многие из ребят, кто уже выбрал себе направление, участвовали в Национальной технологической олимпиаде или в хакатонах и проектных школах «Практик будущего», у них есть очерченная зона интересов, и они готовы в ней развиваться дальше. Таким ребятам мы помогаем найти ответы на свои вопросы.

Ещё часть ребят понимают, что хотят «примерно вот туда». Но почему «туда», что там делать, чем там люди занимаются, эти школьники представляют слабо. Например, они сдают ЕГЭ по физике, потому что вроде как в ней что-то понимают, и будут поступать с ней туда, куда получится. С этой категорией уже сложнее — мы им, возможно, и можем помочь, но это больше будет игра вслепую.

Есть часть ребят, которые никогда не задумывались, куда поступать — у них неосознанный выбор, им даже сложно решить, в гуманитарную им сферу идти или в технологическую. Это уже другой уровень мотивации выбора, отличный от того, в который мы погружаемся. У таких ребят редко есть сформированный интерес к науке.

Для каждого уровня мотивации выбора есть свои инструменты. Мы разрабатываем профессиональный навигатор — то есть мы берём на себя функции не ориентации, а навигирования. Мы не помогаем определить, какая сфера деятельности подходит человеку, мы создаём площадку, чтобы показать, что есть в выбранной технологической сфере, как в ней развиваться и строить карьеру, и человек должен сам определяться, насколько ему интересно то или иное мероприятие.

М.М.: Как происходит процесс создания Навигатора поступления и Карты вузов?

А.Т.: Мы составляем список респондентов по определённой сфере, берём у них интервью, расспрашивая, в чем заключаются научные разработки университетской команды и на какие программы лучше поступать, чтобы освоить содержательный материал, необходимый для занятий подобной деятельностью. У нас есть первый опубликованный продукт — в разделе «Вузы-партнёры Кружкового движения НТИ» выложены интервью. Мы сейчас работаем над тем, чтобы на Карте Кружкового движения появились наши вузы, которые представлены в виде научных центров и вузовских лабораторий. Для нас важно персонализировать работу, которая ведётся в вузах. Наша цель — показать, кто стоит во главе процесса, является носителем основных идей, от кого идёт творческий посыл к созданию нового. Работаем над проектом мы вдвоём: я как руководитель проекта и Наташа Саюкина как человек, который занимается непосредственно интервью и текстами.

Также в разработке запуск профнавигационных лабораторий. По замыслу это пять образовательных групп, состоящих из школьников, студентов и научных кураторов, совместной работы и рефлексии школьников под наставничеством руководителя лаборатории длительностью восемь месяцев, с образовательной нагрузкой не менее десяти часов в месяц по таким темам: искусственный интеллект, электроника, космос, нейротехнологии, энергетика.

Экскурсия школьников на Кафедру атомных электрических станций Ивановского государственного энергетического университета им. В. И. Ленина

М.М.: А по какой логике выбираются сферы для интервью?

А.Т.: Мы начали с нейротехнологий после очередной конференции — был список «свежих» респондентов, с которыми можно было общаться. Это интересная сфера, живая. У нас получились любопытные интервью, которые хорошо представляют научные центры в стране. Интервью по теме электроники логично дополняют работу Кружкового движения по платформе «Восток»: чтобы школьники могли познакомиться с людьми, которые делают платформу и которые сейчас задействованы в том, чтобы отрасль микроэлектроники в стране активизировалась. Ещё одна тема — энергетика, отрасль, которая является одной из главных в стране, и ей же посвящен один из самых первых профилей НТО. На очереди у нас искусственный интеллект, по которому нам надо набирать респондентов. Во многом сферы определяются тем, насколько хороший у нас контакт с рынками НТИ по этой тематике, насколько они готовы делиться респондентами.

М.М.: Какие сферы добавятся ещё?

А.Т.: Точно нужно брать темы биоинженерии и космоса. Тем, на самом деле, очень много.

М.М.: Какие-то респонденты, по твоим словам, появляются после конференций, каких-то мы уже знаем. А какова вообще логика попадания в герои интервью «Навигатора поступления»?

А.Т.: Есть критерии, на которые мы смотрим при отборе. Во-первых, у нас должна быть информация о респонденте. То есть это не холодный звонок в вуз: «Алло, здравствуйте, кто тут у вас главный по технологиям?». Чаще всего с нами делятся контактами людей сами герои интервью: советуют своих коллег, которые тоже занимаются исследованиями и разработками. Иногда мы берём героев из контактов от рынков НТИ, из наших экспертов с НТО, проектных школ и т.д. В общем, мы уже обладаем о них какой-то информацией. Кроме того, человек должен заниматься не просто преподаванием или написанием курсов, нам всё-таки важно, чтобы он разрабатывал и внедрял инновации. С точки зрения качества интервью нам интересны горящие своим делом респонденты, которые вовлечены в свою деятельность, являются носителями, евангелистами той технологии, которой занимаются, с удовольствием про неё рассказывают, находятся постоянно в процессе доработки, распространения, получения новых прототипов. Чтобы они были в живом процессе научной разработки. Такие люди нам интересны.

У нас было несколько не самых удачных интервью с этой точки зрения, когда мы в процессе понимали, что человек больше погружен именно в образование, что ему другое интересно сейчас.

М.М.: И что вы делаете в этом случае?

А.Т.: Благодарим за интервью и оставляем его в копилке неопубликованным. Часть не опубликованных, но очень интересных текстов идёт в журнал Кружкового движения, часть просто остаётся в архивах, и мы знаем теперь подробности про этого человека. А бывает, что мы находим молодого учёного — аспиранта, например, — а он горит своей темой — например, атомной энергетикой, изучает свойства реакторов и интересно про это рассказывает. Тогда мы готовы про него и его команду рассказать, несмотря на небольшой опыт.

М.М.: А может быть так, что какой-то вуз или учёный узнал о проекте и захотел сам стать таким героем?

А.Т.: Это наш план (смеётся). Хочется раскрутить проект до такой степени, чтобы люди его воспринимали как возможность попасть на Карту Кружкового движения. Чтобы они рассказывали, какие они классные, почему с ними стоит дружить. Пока что у нас такого развития ещё нет.

Александр Силантьев из Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» на профиле «Цифровые сенсорные системы» НТО. 2020 г.

М.М.: Что вам важно при подготовке интервью?

А.Т.: Мы их строим таким образом, чтобы раскрыть путь человека: как он пришёл к той точке, в которой сейчас находится. Как нашёл тему, которой хочет заниматься, что он советует сделать ребятам, чтобы тоже понять сферу своих интересов, определиться, где можно участвовать, какие книги читать, к какой деятельности присмотреться, на какие школьные предметы обратить внимание. В целом, большая часть интервью — ответы на эти вопросы. Как строить свою образовательную траекторию, как её найти, чтобы меньше ошибаться и больше делать правильных выборов.

М.М.: А какие тексты ты сама рекомендуешь почитать?

А.Т.: Про цифровое производство с Полиной Дятловой — про питерский фаблаб, это было наше первое опубликованное интервью в рамках проекта. Рекомендую также текст с Биктимировым про операции на мозге, с Марией Мечтаевой об атомных реакторах — оно очень интересное и простое для понимания. И интервью с Александром Романовым про то, как устроена современная электроника и что в ней сейчас происходит.

М.М.: В группе НТО были карточки — подборки по сферам и вузам, которые в ней сильны. Под этими постами были комментарии от школьников и не только. А вообще есть обратная связь от абитуриентов — может быть, какому-то подростку вы уже помогли?

А.Т.: У нас было мероприятие по нейротехнологиям. Эксперты рассказывали, что происходит в сфере со стороны учёных, со стороны образования и со стороны бизнеса — в трёх направлениях, в которых можно работать в нейро. Они поделились с ребятами, как устроено начало карьеры в этой сфере, участники выполняли небольшие задания по анализу проектной деятельности в нейротехнологиях. Для них это было любопытно, некоторые изначально не совсем понимали, что это такое. От них была обратная связь: «Да, это было классно, мне интересны обществознание и биология, я не знал, как их совместить, а оказывается, есть нейротехнологии». Когда мы выходим на контакт со школьниками, нам есть что им рассказать. Школьники, которые читали интервью в фокус-группе, тоже отмечали пользу от них — интервью помогали им лучше разобраться в теме. 

М.М.: А ещё планируются подобные события в проекте?

А.Т.: Мы хотим организовать пять лабораторий для изучения таких тем, как нейротехнологии, искусственный интеллект, электроника, энергетика, космос. Соберём на них группы школьников, которые будут работать с куратором, помогающим разобраться в теме. Чтобы не просто интервью прочитать, а составить план развития в сфере, до конца лета определиться, куда поступать и почему. Мы с января планируем запустить такие профнавигационные лаборатории, чтобы системно работать со школьниками: ведение их наставником через изучение материалов по теме, знакомство с ключевыми персоналиями науки, участие в профильных мероприятиях. Участвовать в лабораториях сможет любой желающий школьник с 8 по 11 класс.

М.М.: У проекта есть финальная точка?

А.Т.: Поступать школьники будут ежегодно — если только у нас в стране не поменяется кардинально система образования. Так что и финальной точки у проекта сейчас не может быть, он долгосрочный. Конечно, слово «проект» предполагает, что есть финал. Планируются проектные циклы: выложить серию интервью, нанести точки на Карту, запустить лаборатории, увеличить количество сфер. Но в целом — планируем большую деятельность по профнавигации в рамках Кружкового движения.

КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ