Конкурсы и проекты | Журнал Кружковое движение

Знакомим российских школьников с технологиями через мобильные игры про медведей

На Петербургском международном экономическом форуме на стенде республики Башкортостан презентовали Национальную киберфизическую платформу «Берлога». Над проектом с таким необычным названием (и не менее интересным содержанием) работают сотрудники Агентства стратегических инициатив, «Платформы НТИ» и Кружкового движения, а Башкирия стала пилотным регионом запуска платформы.

Национальную киберфизическую платформу (сокращенно — НКФП) создали с целью вовлечь школьников 5—9 классов в технологическое образование с помощью самого близкого и понятного для них канала — мобильных игр. В них ребята, проходя сюжетные задания, будут изучать программирование, робототехнику, беспилотники, биотехнологии и т.д. О том, как это всё работает, читайте в нашем тексте.
Мобильные мини-игры про медведей
Уже 13 июня в RuStore появилось приложение с мобильной игрой под названием «Берлога». Сейчас в ней одна мини-игра под названием «Защита пасеки», которая по механике схожа с популярной игрой «Зомби против растений». Постепенно появятся и другие мини-игры, объединённые общей вселенной и сюжетом.
Игра «Защита пасеки» — первая мини-игра в серии, в которую уже можно поиграть
Какие же там вселенная и сюжет? Всё происходит в технологически развитом мире, созданном в стилистике фантастических произведений Кира Булычёва и мира Полдня братьев Стругацких. В этом мире развивается цивилизация разумных медведей, у которых нет социальных распрей, они едины в главном стремлении — строить светлое будущее на благо всех разумных существ, используя науку как опору в этом стремлении.

Однако у медведей есть разные мнения о том, какими конкретно инструментами можно быстрее и лучше достичь этого будущего. В их мире есть различные «традиции», которые отражают не только узкую специализацию и навыки конкретного медведя, но и его личные убеждения. Среди них, например, есть конструкторы, пасечники, программисты и биотехнологи — игрок сам выбирает, за какую из ролей играть.

Конструкторы стилем жизни и взглядом на мир похожи на создателей ракет и атомных реакторов, которые ведут проекты, меняющие будущее цивилизаций; главный их принцип — создавать надёжно, безопасно и на века. Программисты похожи на сегодняшних работников IT-компаний, создающих цифровые миры и вселенные и ставящих цифру на службу людям. Пасечники — это испытатели и высококвалифицированные рабочие технологичных отраслей, которые в чём-то напоминают штурмана Басова («Тайна третьей планеты») или былинных богатырей: они любят мирный труд, но готовы обороняться от врага. Биоинженеры же полагают, что цивилизацию характеризует качество и продолжительность жизни каждого её отдельного представителя; победив болезни, расшифровав геном, они хотят привести медведей к утопичной жизни на родной планете в гармонии с её природными циклами. Биоинженеры выполняют в социуме медведей роль врачей и аграриев, это заботливые и хлебосольные медведи.
Одно из окошек с описаниями ролей — мы видим программиста Ивана Кнута
Однажды молодой мишка по имени Паша Буров, размышляя над домашним проектом по улучшению роботов-пасечников, захотел улучшать не самих роботов, а... пчёл. Пчёлы, помогавшие медведям с мёдом, медленно работали и требовали серьёзного ухода: их нужно лечить от инфекций, защищать от ос, следить за ульями. Поэтому Паша решил сделать вместо них умные дроны в виде осы: они быстрее, умнее и сильнее. Программируя дрон, главной функцией Паша вписал «добывать мёд». Сделав одну осу-дрона, молодой медведь убежал к своей подруге — биотехнологу Алисе. Оставшись одна, оса-дрон увидела на столе банку мёда, и, следуя главной задаче «добывать мёд», вырвалась из контейнера, в который её поместил создатель. После для оптимального выполнения своей задачи она запустила в производство ещё 100 новых осо-дронов.

На следующее утро Пашу разбудил звонок от заведующего лабораторией, в которой начинающий программист и создал свой дрон. Оказалось, что осы атаковали хранилища мёда на пасеке и даже вооружились, успев мутировать. К сонному и испуганному новостями Паше прибежал разгневавшийся друг-пасечник, который сказал, что пчёлы не добывают мёд, а вырабатывают из нектара. Наш молодой разработчик понял, что ошибся в формулировке главной функции дрона. Теперь Паше как виновнику катастрофы предстоит исправить собственную ошибку и победить осо-дронов. А помогать ему в этом будут пользователи игры.
Часть комикса, рассказывающего сюжет мини-игры «Защита пасеки». Весь комикс, кстати, можно посмотреть по ссылке
На этом сюжете и основывается первая мини-игра — «Защита пасеки» в жанре Tower Defence. Школьник должен помочь медведям отбиться от осо-дронов, программируя разных роботов с помощью специального окна «машины состояний». Дальше будут появляться и другие мини-игры, которые игрок будет проходить, изучая программирование, робототехнику, биотехнологии и т.д. Следующей игрой станет «Академия» — сюжетное приключение, в котором игрок помогает медвежонку завести новых друзей и защитить от опасности Межгалактическую Академию. В ходе игры герой научится работать в команде, решит множество логических задач и раскроет тайны Академии.
А причём тут Национальная киберфизическая платформа?
На самом деле, мобильная игра «Берлога» — это способ познакомить школьников 5—9 классов с Национальной киберфизической платформой и технологиями. Максимально успешно проходить мини-игры пользователь сможет благодаря участию в образовательных оффлайн- и онлайн-событиях Кружкового движения, а также благодаря занятиям в технологических кружках.
Окно «машины состояний», через которое можно программировать роботов, защищающих пасеку
Как это работает? В играх «Берлоги» школьник и медведь становятся командой. Благодаря интеграции с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ ребёнок узнает о занятиях в кружках, инженерных соревнованиях, курсах и хакатонах, достижения в которых можно переносить прямо в игру, развивая навыки своего персонажа. Например, после участия школьника в мастер-классе по программированию этот скилл прокачается и у его персонажа в игре. Также участие ребёнка в реальных мероприятиях наделяет его героя в игре дополнительными возможностями: если пользователь соберет коптер в рамках своего кружка, во время участия в хакатоне или мастер-классе, в игре также появится коптер, которым сможет пользоваться персонаж. Такой подход понравится и родителям, ведь, играя в «Берлогу», школьник будет развивать свои навыки и учиться новому.

Таким образом, в Национальной киберфизической платформе три важных составляющих: мобильная игра, образовательные оффлайн- и онлайн-мероприятия, размещённые на платформе «Талант», и технологические кружки. Платформа помогает ребёнку понять, что всё, что есть в игре, возможно и в реальной жизни — например, ему по силам запрограммировать робота или собрать коптер. Заинтересовавшись технологиями с помощью игры и мероприятий, школьник может прийти заниматься в кружок и построить свой уникальный образовательный путь. А ещё выдающиеся достижения по программированию в игре будут учтены в Конкурсе «Талант НТО», который даёт до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ в рамках учёта индивидуальных достижений при поступлении в вузы.
Взаимосвязи между мобильной игрой, технологическими кружками и платформой «Талант»
2023/2024 учебный год для платформы станет пилотным и участвовать в этом запуске будут школьники Башкортостана. В проекте задействован 91 технологический кружок нового типа — в них будут навигировать на мероприятия «Таланта» и Национальную технологическую олимпиаду, проводить открытые мероприятия для всех желающих школьников с нуля, помогая им получить баллы в игре. Также помещения кружков будут оформлены как берлоги.

Очные мастер-классы, хакатоны, образовательные игры и другие мероприятия будут проходить в городах и сёлах Башкирии. Создатели платформы предлагают и другим регионам присоединиться к проекту, став одной из пилотных площадок.

Играть в «Берлогу» в этом учебном году школьникам из других регионов тоже можно, но пока что им это будет гораздо сложнее, чем ребятам из Башкортостана. Для них прокачивать персонажей и получать дополнительные возможности и технологии в игре можно будет только с помощью участия в онлайн-мероприятиях: рекомендованных курсах на Stepik, Профнавигационных лабораториях Кружкового движения и т.д.

Кружковое движение всем желающим предлагает присоединиться к растущему вокруг платформы сообществу как в качестве игрока, так и в качестве стажёра, помогающего дорабатывать игру и её мир и проводить образовательные мероприятия для пользователей.

Редакция нашего онлайн-журнала желает школьникам Башкортостана (и не только!) увлекательного погружения в этот интересный технологический мир «Берлоги». Вскоре мы расскажем о том, как создавались платформа и игра, а также о том, какие ещё технологические продукты и проекты подключатся к НКФП.
КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ