Визитная карточка кружковца | Журнал Кружковое движение

Негативный опыт тоже опыт: интервью с разработчиком стартапа Track and Predict

Стартап Track and Predict (T&P), созданный на проектной школе в «Орленке» – сервис для прогнозирования энергопотенциала местности с помощью нейронной сети. Нейронная сеть рассчитывает данные об инсоляции и скорости ветра на основе четырех параметров: температуры, влажности, давления и количества осадков. Благодаря этому сервису можно было бы сократить время на поиск участков для постройки ветряных мельниц и выборе мест для солнечных батарей. Михаил ЧАХНИН, разработчик проекта, поделился историей создания T&P и размышлениями о сложностях, с которыми сталкиваются школьники-разработчики. Беседу провела спецкор Наталия САЮКИНА. 

Михаил Чахнин

С.Н.: Михаил, расскажи, пожалуйста, о себе.
М.Ч.: Мне 17 лет, я перешёл в одиннадцатый физико-математический класс школы №58 в Москве. С девятого класса стажируюсь в одной из компаний по обращению с отходами, сейчас фактически работаю там. Меня оценивают как мидл-разработчика, то есть уже среднеуровневого, хотя иногда чувствуется, как не хватает теоретических знаний. Мне предложили официальное трудоустройство, но приходится ждать 18-летия: устроиться раньше оказалось проблематично. Я даже проводил небольшой эксперимент на HeadHunter’е: на мое резюме с фактическим возрастом никто не откликался, а когда увеличил его на пару лет – многие.

В будущем я хочу заниматься кибербезопасностью, но для получения профильного образования нужны очень высокие баллы по ЕГЭ, например, в МИФИ – минимум 270.

С.Н.: Чем ты занимаешься в компании?
М.Ч.: Я выполняю функции бэкенд-разработчика, занимаюсь серверной частью проектов и базой данных. На данный момент участвую в проектах АСУ «Управление отходами» и ModelWaste (MW), электронной модели Москвы и других территорий для расчета на несколько лет полного цикла обращения с отходами. Система АСУ готова, я лишь пилю отдельный функционал для разных регионов-заказчиков. Например, RFID-метки для контейнеров, с которых считывается информация при погрузке. МW сложнее: мы делаем систему с виртуальными контейнерами и их расстановкой. Недавно я написал новый алгоритм разделения территории, в основе которого лежит диаграмма Вороного. Его суть в том, что он отсекает места, которые нельзя использовать для контейнеров, например, реки.

С.Н.: А в чем суть твоего стартапа, и как он создавался?
М.Ч.: Я не могу назвать проект T&P полноценным стартапом, ибо активной работы над ним сейчас нет.

Он появился на проектной школе «Окно в НТИ» в «Орленке». Поскольку мы делали город будущего, идея была в том, что все должно работать на зеленой энергии, за счет солнца и ветра, а устройства для производства энергии нужно как-то размещать.

Команда проекта T&P в «Орленке»

Наш проект представлял собой электронную модель местности. От нейронной сети, обученной по данным о погоде за последние 100 лет с сайта НАСА, мы получали информацию о возможном ветре и солнечной активности в выбранном месте, чтобы рассчитать количество электроэнергии, которую можно получить с ветряков и солнечных батарей на этой территории. Благодаря данной системе можно было бы перейти на зеленую энергию эффективнее, это снизило бы затраты на обслуживание электростанций.

Но при создании проекта мы столкнулись со многими сложностями.

Мне не понравился «Орленок» как место для мероприятий НТИ, потому что нет ни Wi-Fi, ни розеток, зато есть расписание, сбивающее привычный ритм жизни участников подобных мероприятий.

Смена длилась три недели, но на нормальную работу приходилось дней десять. За них нужно было создать нейронную сеть, найти данные и правильно их заготовить, поднять бэкенд на удаленном сервере, собрать фронтенд (визуальную оболочку), чтобы можно было отдавать данные и получать что-то обратно.

К тому же, когда я должен был заниматься своим проектом, пришлось помогать другим детям. Они не могли поднять свой сервер, и я сделал так, что мой связывал все проекты.

С.Н.: Звучит героически. А какую роль КД НТИ сыграло в вашем проекте?
М.Ч.: У КД НТИ хорошие связи и желание привлекать молодых и успешных людей. По сей день общаюсь с нашими кураторами из «Орленка»– Мухамедом Кодзоковым и Аней Арчибасовой, с которой я был знаком по онлайн-школе «Поведники» от Политеха и КД НТИ. Если мне что-то нужно по нейронным сетям, то я обращаюсь к ним. Для T&P эти двое сделали очень много. Помогал их опыт, умение собрать людей вместе, и то, что они с нами на одной стороне. Кураторы, в отличие от вожатых, относились к нам серьезно, как к личностям, у которых есть потенциал.

КД НТИ на самом деле классная организация, она дает реальный опыт работы над проектами, потому что различные школьные проекты, честно говоря, никак не презентуются, а потому быстро забываются. А еще сделанный благодаря КД НТИ проект можно показывать на конкурсах, что я и делал с T&P.

С.Н.: А мог бы этот проект пригодиться еще где-нибудь?
М. Ч.: Я занимаюсь бэкендом, поэтому фронтенд писал на чистом JavaScript’е, за счет чего он не имел внушительной визуальной части, и со стороны аудитории на защите проектной школы был воспринят прохладно. Вопросов не было, мне показалось, что люди мало что поняли. Но для компаний, занимающихся строительством домов и городов, T&P был бы удобен, потому что повышал бы эффективность солнечных панелей и ветряков за счет их грамотного размещения и снижал бы нагрузку на бюджет города из-за удешевления обслуживания электростанций.

С.Н.: Чего же не хватает проекту, чтобы стать востребованным такими компаниями?
М. Ч.: Моего времени из-за учебы и работы. Была идея переписать бэкенд с помощью знаний, полученных от работы на MW, чтобы можно было, допустим, загружать территорию и ставить на ней здания, выбирать места для солнечных панелей и ветряных мельниц, на которых они вырабатывали бы максимум энергии. Хотелось бы сделать упор на существующие города.

Кроме того, мне не хватает реального стимула: зачем заниматься этим проектом, когда на работе я получаю куда больше знаний и деньги?

Еще проекту нужны толковые ребята, которые делали бы его со мной и могли понять, что в нем лишь анализ данных и математика, ничего сверхъестественного.

В «Орленке» над T&P я работал с людьми, которые не подходили для него по возрасту и иногда ленились. Возможно, кого-то заставили поехать родители? Дома я собрал новую команду, из друзей, но разработчик среди них только я, поэтому пока разработка стоит на месте, как и весь проект.

Я был бы не прочь найти тех, кто тоже умеет писать код или желает учиться. Я готов что-то показывать и делиться опытом. Поскольку у меня достаточно высокий уровень практических навыков и есть доступ к разработчикам-сеньорам (самым опытным разработчикам), то я имею огромный запас знаний. Но никто не хочет им пользоваться.

Многие, кто загорелся идеей разработки сайтов, зачастую ломаются после того, как узнают один фреймворк. Но один фреймворк это даже не начало, это просто ты одной ногой вступил на этот путь. Им этого достаточно, чтобы остановиться. Для меня стимулом идти дальше стали реальный опыт и возможность заработка. Но я очень много изучал не ради денег, а из интереса, чтобы все понять и повысить квалификацию. Хотелось бы найти ребят с похожей мотивацией.

Часть кода из проекта «АСУ»

С.Н.: Ты знаешь много полезных вещей, которые уже востребованы в настоящей компании, поэтому у тебя наверняка все получится независимо от того, решишь ты забросить проект T&P или вернешься к нему. 
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КРУЖКОВЦА