Визитная карточка кружковца | Журнал Кружковое движение

Евгений Канафин: «Мы получаем знания из внешнего мира и отдаем их во внешний же мир»

Студент факультета прикладной математики и программирования Южно-Уральского государственного университета Евгений КАНАФИН сооснователь и активный участник челябинского кружка Faraday Lab, ставшего кружком НТИ в 2020 г. Кружковцы создали бот Ai Tonometry для определения глазного давления и сделали из этого продукта стартап. В подробностях разбиралась наш корреспондент Наталия САЮКИНА.

Евгений Канафин

Н.С.: Евгений, расскажи, пожалуйста, о себе. Кем тебя можно считать: учеником или преподавателем кружка Faraday Lab?
Е.К.: И тем, и другим. У нас горизонтальная команда, поэтому все участники развивают навыки друг друга. Сейчас мне девятнадцать, а программированием я начал заниматься лет в двенадцать. Я делал простенькие проекты, потом поступил в Челябинский областной многопрофильный лицей и стал заниматься этим серьезнее.

В старших классах я познакомился со своей будущей командой на стартаперской тусовке Korpus Weekend. Изначально нас объединял интерес к одной теме. Мы хотели сделать проект с нейронными сетями и хроматографией, но у нас возникли разногласия с экспертом. Оказалось, что отрасль, вообще-то, бесполезная, и мы отказались от своей затеи и некоторое время не общались.

Наверное, мы коллекционировали идеи перед усердной творческой деятельностью. Иногда человек пускается в свободный полет, и кажется, что он отдыхает, но на самом деле он ищет себя. Это сродни тому, как художник, прежде чем нарисовать картину, должен понять, что он хочет изобразить.

После наших поисков мы встретились с новой идеей для стартапа. Это был бот Ai Tonometry, который призван помочь офтальмологам вести работу и заниматься научной деятельностью. Объединенные этой идеей, мы уже пару лет работаем вместе.

Н.С.: То есть ваше объединение — это стартап?
Е.К.: Стартап внутри кружка, и это только одно из наших направлений работы. В целом мы занимаемся не только им.

Н.С.: Расскажи, пожалуйста, подробнее об Ai Tonometry.
Е.К.: Наш бот можно найти по запросу @ai_tonometry_bot в Telegram. У него уже несколько сотен пользователей. Он помогает узнать внутриглазное давление по фотографии оттиска за 10 секунд, хотя обычно это занимает 3 минуты.

Чтобы сделать оттиск глаза, врач ставит на него небольшую гирьку с краской. Гирька продавливает глаз до определенного уровня, но останавливается, так как давление гирьки компенсируется внутриглазным; получается, что гирька на какую-то часть погружается в глаз. Это неприятно, но не опасно. Потом гирьку переставляют с глаза на бумагу, и в месте контакта глаза с гирькой краски меньше (она вымывается слезами). Вот по этому оттиску и проводится тонометрия.

Приложение ускоряет работу офтальмологов, а также повышает точность. Наш бот используется в больницах и клиниках по всей России. 

«Ai Tonometry»: скриншот обучающего видео (слева) и пример использования (справа)

Н.С.: Звучит очень круто. А что в вашей деятельности от кружка?
Е.К.: Процесс обмена знаний. У нас он свободный, в этом преимущество горизонтальной команды перед строго иерархичной. В частности, общаясь с коллегами по кружку, я довольно сильно прокачиваюсь. К примеру, Саша Горобец, наш руководитель и яркая личность. Он физик и много участвовал в научно-естественных турнирах вроде тех, где нужно в полевых условиях понять, например, каков состав листа дерева. Благодаря таким турнирам у Саши широчайший кругозор и знания из самых разных областей: экономики, политики, математики, физики, химии, биологии, ну и т.д. Я становлюсь умнее, общаясь с ним.

А с программистом и нашим DevOps-инженером Денисом Василенко мне нравится обсуждать коды и hard skills. Эти разговоры развивают меня профессионально.

Еще в команду входит врач-офтальмолог Дмитрий Дорофеев, вдохновитель стартапа и его консультант. Он может подсказать, что нужно добавить в код бота, какие изменения в нем хотят увидеть офтальмологи, не нужна ли им новая лекция и т.п. 

Н.С.: А кто является учениками кружка?
Е.К.: Наш кружок, в целом, система незамкнутая, мы обмениваемся знаниями друг с другом, но также получаем их из внешнего мира и отдаем во внешний мир.

Саша в детском технопарке ведет кружок по программированию на Python для школьников с седьмого по одиннадцатый классы, где вместе с детьми работает над интересными им темами. Например, недавно одна школьница делала проект по анализу музыкальных предпочтений по социальным параметрам вроде таких: если тебе 15 лет, ты мало общаешься с людьми и у тебя крашеные волосы, ты будешь больше слушать рок. Саша теперь пишет статью на эту тему.

Денис взял на практику несколько студентов и делает с ними небольшие проекты, например, про сетевые технологии, безопасность и машинное обучение. В то же время он обучает серьезному программированию студентов колледжа. Уровень их знаний повыше, чем у школьников, поэтому они осваивают построение сложных архитектур. 

Команда «Faraday Lab». Коллаж Евгения Канафина

Н.С.: Какое у тебя самого место в кружке?
Е.К.: Я один из его сооснователей, программист, работаю как data scientist. Сейчас я еще занимаюсь технической и продуктовой частями: улучшаю нашего бота, делаю в нем новые фичи и проверяю, как пользователи реагируют на изменения в боте. В стартапе делаешь все и сразу.

Самостоятельно я влияю на мир пока только с помощью статей, но планирую в будущем сделать образовательный курс про технологии или Python.

Н.С.: А о чем твои статьи?
Е.К.: Участники кружка Faraday Lab пишут статьи по офтальмологии, искусственному интеллекту, педагогике, педагогической психологии и т.п. Мои статьи чаще всего прикладного характера и есть на Хабре. Довелось мне поработать в соавторстве и над научной статьей «Возможности искусственного интеллекта в измерении оттисков внутриглазного давления по Маклакову».

Н.С.: Faraday Lab имеет статус кружка НТИ. Как вы его получили?
Е.К.: В свое время я заинтересовался Олимпиадой КД НТИ (ныне — Национальная технологическая олимпиада), участвовал в ней несколько раз. Благодаря этим состязаниям я познакомился с нейротехнологиями, которыми хотел заниматься в детстве, а во время подготовки к «Острову 10–21» — с машинным обучением. Так я узнал о Кружковом движении. Когда наша тусовка окончательно сложилась, понял, что мы и есть кружок. Я увидел где-то ссылку от КД, пройдя по которой можно было рассказать о своем кружке, и добавил нас в базу.

Н.С.: Вероятно, это была регистрация на Конкурс кружков, по итогам которого Faraday Lab получил статус кружка НТИ... Можешь рассказать немного об «Острове»?
Е.К.: Изначально я побаивался туда ехать, думал: «Ну что ж я там буду делать, ничего не умею». Потом я где-то месяц изучал машинное обучение для подготовки и оказался после очень долгого перелета во Владивостоке. В целом, было прикольно, но важным для меня оказался не сам «Остров» (я не воспользовался знакомством с людьми оттуда), а подготовка к нему. Вокруг нее выкристаллизовались мои навыки в машинном обучении.

Что до остальных мероприятий КД, то в ходе фестиваля RUKAMI в Челябинске я был лектором и забрал первое место с рассказом про нейротехнологии; участвовал в хакатоне по робототехнике в Екатеринбурге, где нужно было распознавать дорожные знаки с помощью камеры; с командой взял призовое место на хакатоне Makethon в Тюмени. 

Хакатоне Makethon. Слева направо: Евгений Канафин, Денис Василенко

Н.С.: А какой проект вы сделали на Makethon'е?
Е.К.: Gesture — распознавание жестов браслетом с помощью машинного обучения. Было забавно сидеть в аудитории и по очереди махать руками, чтобы набрать данные. У нас было несколько идей для монетизации проекта, среди них — приспособление для глухонемых, контроллер для игр, устройство управления VR-проектами. Но в итоге мы сконцентрировались на других делах.

Н.С.: Ты участвовал во многих мероприятиях КД. Хотелось бы, чтобы в Кружковом движении появилось что-то новое?
Е.К.: Да. Хотелось бы, чтобы у КД появились стартаперские тусы, на которых были бы несколько дней лекций или воркшопов по бизнесу, исследованиям и hard skills; командная работа над идеей от брейншторма до прототипа; долгосрочный трекинг от экспертов. Пока я видел только мероприятия, посвященные одной технологии или идеологии, такие как Съезд КД. Думаю, такие тусы помогли бы людям вроде меня, каким я был до Faraday Lab, с проблемой «хочу заняться, но не знаю, чем».

Самый сильный толчок к моему развитию дало именно знакомство с командой моего кружка. Мы не просто хотели съездить на хакатон, запилить что-нибудь, а потом еще несколько месяцев не общаться, а создать крепкую долгосрочную связь.

Н.С.: И у вас, как я вижу, это получилось. Появился кружок друзей, создающий удивительные проекты. Спасибо за интервью, и успехов вашей команде!
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КРУЖКОВЦА