Образы будущего | Журнал Кружковое движение

Проекты Кильполы (часть 1)


– Чем ты только занимаешься в час ночи! Бросай помогать детям пилить мост для муравьёв!
– На себя посмотри. Ты посреди ночи на каком-то острове ткань на беседку вешаешь.
(из ночных разговоров на Кильполе)

Ранний вечер 11 августа 2022 года. Остров Кильпола, холм неподалёку от палаточного лагеря проектной экспедиции «Поход в будущее» от Кружкового движения НТИ и сообщества Green Camp. Одна из участниц здорово ударилась коленкой во время экскурсии, и мы с ней ждём возвращения ушедшей вперёд группы, сидя на каменном фундаменте в высокой траве. Подобные остатки построек, сложенных из камней без цемента, или отельные грубо обтесанные гранитные глыбы можно найти по всему острову. Это руины старых карельских хуторов.

Именно про них нам рассказывал на экскурсии Владимир Гершензон, ведущий исследователь «Сколтеха» и руководитель Лаборатории спутникового мониторинга нашей проектной экспедиции. На маршруте экскурсии находятся две исторические точки, сейчас мы на первой. Жарковато. Слепит солнце. За деревьями растёт дикая малина, но мы пока про неё не знаем.  Пользуясь возможностью и свободным временем, беру у девушки интервью.

Наталия Саюкина: Даша, как ты попала на Кильполу?
Дарья Путято: Родители посчитали, что раз я много езжу по лагерям и походам, то было бы неплохо совместить это увлечение с программированием и отправили меня сюда.

Выбор родителей Даши не удивителен, Карелия – отличное место для походов, а в проектной экспедиции талантливые участники 13–18 лет две недели (с 1 по 14 августа) учатся новому – неплохое место для летних каникул.

Кильпола оказалась огромным островом, большую часть которого занимает национальный парк «Ладожские шхеры». Помимо него на острове есть несколько туристических баз, одинокие жилые дома и палаточный лагерь образовательного центра Кильполы. Доехав до него, оказываешься вдали от цивилизации: редкие деревянные постройки, палатки на дощатых настилах у замшелых камней, обеды в огромной беседке, шатры, поставленные среди травы по пояс и веретеницы с блестящей медной чешуёй, изредка переползающие дорогу – возникает ощущение жизни на затерянном острове. Но дизельный генератор питает электричеством кухню и теплые души, и есть не всегда стабильный Wi-Fi. На острове можно жить, работать и творить. В разных местах лагеря видны артефакты творчества участников предыдущих смен, организованных командой Green Camp: таблички на деревьях, исписанная граффити лавочка и монструозно-огромная лягушка из папье-маше, сидящая в поле неподалёку от места общего костра.

Лягушка в вечернем тумане

«Поход в будущее» на Кильполе включал в себя четыре лаборатории: Спутникового мониторинга, Технологического искусства, Мышления о будущем и Цифровых технологий и умной среды. У каждой из них свои участники, руководители и наставники, своё палаточное поселение с выложенным камнями костровищем для вечерних рефлексий и, конечно, своё пространство для проектной работы: шатёр или место в беседке-столовой.

«Меня впечатлило, что дети и взрослые едят за одним столом», – призналась на рефлексии одна из участниц, рассказывая о том, что в проектной экспедиции все были равны между собой. Вместе участники «Похода в будущее» обсуждали важные для лаборатории проблемы, делились друг с другом наблюдениями и опытом. Единственное отличие – взрослые ещё читали лекции. «В лаборатории большой возрастной разброс участников. Я вижу, как от общения со старшими товарищами у наших школьников речь стала лучше и поменялись смыслы, о которых они говорят», – делится впечатлениями один из наставников.

В том, чтобы больше узнать о лабораториях и создаваемых там проектах, я имела личный интерес. Недавно на мониторе одного из ноутбуков мной был замечен открытый графический редактор, а в нём – чёрная фигура шестирукого великана. Выяснить, в каком из проектов и зачем был нужен этот рисунок, стало моей «идеей фикс» на ближайшие дни.

На вечернем холме я продолжаю брать интервью:

Н.С.: Даша, ты сама выбирала лабораторию? В какой ты внутри неё команде?

Д.П.: Сама. Я много раз участвовала в Национальной технологической олимпиаде Кружкового движения по направлению «Умный город», а тут оказалась «Умная среда». Я посчитала, что здорово было бы продолжать развиваться в этом направлении. Состою в команде, которая делает сушилку: мы разрабатываем пристройку для котельной, в которой будет высыхать больше белья, чем на верёвках на улице. Мы решаем проблему поселения и заодно помогаем команде организаторов.

Н.С.: Каким образом?

Д.П.: Когда идёт дождь, вещи заносят в котельную. Это приходится делать Ивану Басисту [прим. авт.: настоящая фамилия Ивана – Чинённый. Иван – главный инженер образовательного центра «Острова», благодаря которому существует вся инфраструктура поселения], потому что простым учащимся, не считая одной из команд, доступ туда закрыт. А потом Ивану приходится собирать эти вещи. Чтобы он не занимался ещё и сушкой одежды, мы делаем отдельную пристройку с открытым для всех доступом. Там будет безопасно и удобно. Чтобы угодить Ивану, я перерисовывала чертёж пристройки девять раз!

Участники Лаборатории цифровых технологий и умной среды, которой руководил президент Ассоциации кружков Алексей Федосеев, старались повысить комфорт жизни на острове и упростить жизнь людей, отвечающих за техническое обеспечение образовательного центра. Попутно школьники в этой лаборатории учились программировать на одноплатных компьютерах Raspberry Pi, позволяющих кодировать небольшие устройства на выполнение определённых задач.

Участники «Умной среды» под присмотром наставника работают изо всех сил

«Всё, конечно, движется в прекрасное будущее. Ожидания с реальностью пока бьются слабо, потому что для умной среды нужен хотя бы Wi-Fi более-менее работающий, а в лесу с электроникой бывает немножко сложно. Но мы стараемся, и у нас есть определённые успехи. Мы прежде всего на антропогенное смотрим: местную инфраструктуру, души, кухню, котельную – всё то, что обеспечивает здесь комфорт. Нам будет что показать, но главное – мы оставляем задел на будущее, чтобы те, кто придёт после нас или остаётся здесь зимовать, смогли это развивать и продолжать наше дело. Это важная цель, которую мы согласовали с теми, кто здесь за всё отвечает, например, с Иваном Чинённым, в лице которого нашли самую тёплую поддержку», – рассказал наставник лаборатории и ведущий инженер компании «Крок» Артём Сергеев.

Даша в интервью начала говорить об одном из проектов «Умной среды», сушилке для одежды. Ребята из этой команды, предложившие сделать пристройку у котельной с отдельным входом, исследовали наружные стены зданий с помощью тепловизора, провели измерения на местности, сделали чертёж пристройки и его 3D-модель, продумали систему вытяжки и как в помещении будет лучше повесить верёвки.

Самая большая команда лаборатории занималась проектом «Ситуационный центр “Счастливый Басист”», а если говорить точнее, то автоматизировала системы снабжения. Участники переделали датчики открытия дверей и окон в несколько небольших устройств, среди которых датчик угарного газа, пирометр для контроля горения газа в котлах, датчик утечки воды из бочек и т.д. В дополнение к этому ребята повесили в беседке большую лампу с регулируемой мощностью – то есть с возможностью настраивать её яркость. Все эти устройства дистанционно подключены при помощи протокола Zigbee к компьютеру, на котором установлена открытая платформа Home Assistant для сбора данных с устройств и управления ими. Интерфейс платформы интуитивно понятен тем, кто разбирается в обеспечивающих системах острова, в частности, Ивану Чинённому, в честь псевдонима которого проект и получил своё название.

Сделанная ребятами система позволяет экономнее использовать ресурсы. В частности, перезапуская генератор и отключая его на ночь, можно уменьшить расход дизельного топлива. Ведь заряд от только что запущенного генератора мощнее, но при этом выключать его слишком часто тоже нельзя. Иван Чинённый, которому в первую очередь предстоит пользоваться новыми устройствами, назвал их заявкой на экологичность и добавил: «Ребята улучшают инфраструктуру, которая обеспечивает базовые потребности: водопровод, электричество, канализацию, газ. Основные узлы этой инфраструктуры размещены в котельной, куда и были помещены устройства ребят. Вообще котельная – это открытая система, в которую свободно можно добавлять дополнительные устройства управления и датчики». Таким образом команда создала диспетчерский центр, позволяющий управлять котельной на расстоянии – при помощи ноутбука. Отдельная гордость команды – то, что в день перед защитой проектов получилось выключить запустившийся в 7 утра генератор, не заходя в котельную, и дать себе и соседям ещё час сна в тишине.

Также команда сделала Telegram-бот для оповещений о внештатных ситуациях. Человек, заметив отклонившиеся от нормативов параметры, может отключить систему вручную в самой котельной или через центр управления на компьютере. А ещё команда продолжает оставаться на связи с Иваном Чинённом и развивать ситуационный центр.

Другой проект «Умной среды» – система оповещения. Она сообщает о том, что пришло время занятий в лабораториях, рефлексии, общего сбора или приёма пищи. Для воплощения своей идеи ребята прикрепили на колонну общей беседки две колонки с процессором, запрограммированным на воспроизведение определённых мелодий в соответствующее расписанию время. Музыку для сигналов оповещения, например, мелодию из передачи «Форт Боярд», выбирали, опрашивая участников проектной экспедиции. Ребята смеялись, рассказывая, как изначально никому не понравилась предложенная для выбора коллекция звуков, и пришлось переделывать весь пул сигналов.

На защите проектов. Верхняя часть фото: система оповещения

Чтобы изменить время оповещений, достаточно подключить колонку к любому компьютеру, на котором установлена программа Real VNC Viewer, поэтому система может быть использована и на другой лагерной смене на этой территории. Правда, ребята отмечают, что такую большую территорию информировать непросто, и неплохо бы завести колонку помощнее и повесить её на дерево на холме.

Н.С.: В лагере кроме проектных лабораторий есть разные мероприятия. Какое тебе больше всего понравилось?

Д.П.: Три дня мастер-классов по хастлу. Я занималась разными видами танцев, и мне было прикольно. Я думала, кроме меня никто не придёт, но на самом деле нас собралось много. А ещё у меня сейчас сохнет и ждёт обжига тарелочка, слепленная из глины. Это интересно, попробовать что-то новое.

На мастер-классы желающие отправлялись после обеда. В день приезда на Кильполу я вела занятие по журналистике, посвящённое интервью. На следующий день у меня появилось время заглянуть на другие мастер-классы, среди которых были ораторское искусство, танцы, стрельба из лука, телесные практики и даже группа психологической поддержки, к месту проведения которой я побоялась приближаться, чтобы не помешать процессу.

На мастер-классе по стрельбе из лука

В отдалении от других построек и палаточных лагерей, на холме с пологими склонами, утопающими в полевых цветах, расположилась глиняная мастерская. Ведущая её Вера Лобашова рассказывала, как придавать глине мягкость и форму, как отпечатывать на керамике травы, и обжигала получившуюся посуду двумя способами: традиционным и японским, раку, окрашивающим глазурь в непредсказуемые глубокие цвета, например, медный или стальной.

В конце смены самым главным занятием стало знакомство с готовыми проектами. Суть некоторых из них была скрыта от большинства участников до самого конца. Такие проекты были в Лаборатории мышления о будущем, которой руководила вице-президент Ассоциации кружков Анастасия Старостинская. В течение первой недели в этой лаборатории осмысляли вызовы, стоящие перед человечеством, и их возможное отражение на Кильполе через 50 лет, а во время второй стали воплощать свои видения в художественные высказывания, чтобы донести их до всего образовательного центра.

Надежда Орлова, помогавшая Анастасии курировать лабораторию, рассказывает: «Наши участники на момент приезда не задумывались о будущем человечества, своего города или даже своей семьи. Они говорили о личном будущем, о поступлении в институт, не связывая его с возможностью менять что-то вокруг. Лаборатория помогла им увидеть, что собственное будущее связано с будущим общим, что оно может наступить или нет от коллективных действий. Участники увидели, что мир больше, чем их личная жизнь, и для многих это стало откровением. Они почувствовали связность слоёв: есть я, я на Кильполе, Кильпола в Республике Карелия, Карелия в России, а Россия – в мире, в Космосе. От одного меняется другое. Павел Лукша [Прим. ред.: проф. Практики Московской школы управления «Сколково»], который читал им лекции про глобальные вызовы, чем-то их поразил. На них обрушились возможные катастрофы и “чёрные лебеди”. И они стали по-другому относиться к работе лаборатории, начали искать позитивные сценарии будущего».

Одна из команд «Мышления о будущем» занялась переделкой Муравьиного мостика – экотропы, не позволяющей пешеходам вредить насекомым. Проект получил название «Мост в будущее», потому что члены команды проекта не только сделали мостик удобным для пешеходов и тележек, но и написали на досках слова, символизирующие переход от прошлого к будущему через настоящее: жизнь, время, память, люди, надежда, ожидание, сейчас, я, любовь, неизвестность, мечта, вера, возможность, свет. В последний день команда проекта предлагала пройти по мостику под медленное медитативное голосовое сопровождение в будущее.

Другая команда создала квест с элементами ролевой игры про отражение прошлого в будущем. Игроки шли по лесной тропе, посвящённой финно-угорской мифологии, и встречались с персонажами из эпоса, например, с героем-полубогом Вяйнямёйненом из «Калевалы». Финалом квеста стал важный выбор игроков: кто из них и персонажей перейдёт в будущее, кто останется в прошлом, а кто – в настоящем?

Герои квеста с элементами ролевой игры

Продолжила тему фольклора команда, создавшая настольную игру. По её сюжету финские великаны-метелиляйнены, которые раньше жили на берегах Ладожского озера, возвратились в наш мир, но вскоре устали от неумения людей существовать в гармонии с природой и снова пожелали уйти. Цель игроков – вернуть доброе имя людям. Играющие не соревнуются друг с другом, а набирают общие очки экологического рейтинга. Для это нужно исследовать закрытое пространство мира, переворачивая детальки-участки, находить ресурсы и выполнять с их помощью задания.

Изображением игрового поля стал космический снимок Кильполы, взятый у Лаборатории спутникового мониторинга. А для составления экологических вопросов молодые геймдизайнеры изучили реальное поведение животных. Например, на вопрос о том, помочь ли птенцу вернуться в гнездо, ответ, повышающий экологический рейтинг – да, а вот от помощи детёнышу кабанчика лучше всего отказаться, ведь эти звери, в отличие от птиц, неплохо чувствуют запахи и могут рассердиться.

Наша партия, тестировавшая игру, с задачей едва-едва, но справилась, и метелиляйнены решили остаться на Земле. Кстати, услышав про великанов, я сразу же спросила, сколько у них рук. Увы – всего лишь две. Пришлось продолжать поиски шестирукого великана, расспрашивая другие команды.

Особым проектом лаборатории стала «Кильпольность», в которой исследовали сам «Поход в будущее» и пытались понять, что создаёт особый дух поселения на острове. Было решено, что «кильпольность» – это симбиоз природы, людей и технологий, а также движение в сторону поддержки и развития каждого из этих элементов. Большинству людей для комфортного существования нужны все три составляющие каждый день. Результатом проекта стала фотовыставка с подписями «Кильпольность – это…» (с намёком на слоган известной жвачки «Love is…»), на которой демонстрировались кадры, сделанные в проектной экспедиции, и диаграмма-трилистник, кулон с которой подарили каждому участнику «Похода в будущее».

Участница проектной школы держит кулон с символом «кильпольности»

Очень близок проекту провозглашённый на защите Манифест образовательного центра «Школа Практик Будущего» на Кильполе. Команда лаборатории собирала его на основании вызовов, которые участники увидели в сферах «человек», «природа», «технологии» и ценностей, которые обнаружились на острове. Цель манифеста – транслировать «кильпольность» вовне, собрать сообщество авторов своей жизни, готовых менять себя и мир, искать и выращивать практики будущего – ответственное природопользование, преодоление социального и экономического неравенства, осознанное использование технологий. Манифест призывает находить решения проблем и воплощать их здесь и сейчас: «Мы верим, что <…> пробуя и ошибаясь сегодня, Человек Будущего перейдёт от потребления к созиданию и даст начало миру в основе которого лежит триединство Природы, Человека и Технологий».

Будем надеяться, что поставившие под манифестом отпечаток-подпись не забудут о ней и продолжат дома пробовать, ошибаться и искать верный путь – то есть следовать практикам будущего.

Продолжение следует.
ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО