Наставники | Журнал Кружковое движение

Православие и инженерное творчество. Часть 1. Новосибирский кружок НТИ в православной гимназии

Кружковому движению НТИ важны разнообразие образовательных форматов и вовлечённость в них самых разных участников. Один из ярких примеров нашего движения – кружок НТИ при Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, расположенной в Академгородке Новосибирска. О том, как сочетаются церковная жизнь, инженерное творчество и наука, рассказал преподаватель гимназии и кружка, протоиерей Владимир ШИН.
Финалисты Олимпиады НТИ (сейчас – НТО) со своим учителем, протоиереем Владимиром Шином. 2020 г.
Наталия Саюкина: Настоятель храма в честь Всех Святых в земле Русской просиявших, Отец Борис, в интервью о православной гимназии рассказал, что многие её священнослужители сперва пришли в гимназию как преподаватели, а потом уже решили принять сан. Расскажите, были ли вы одним из них?

Владимир Шин: Отец Борис – настоятель нашего прихода и председатель Попечительского совета гимназии, названной в честь Сергия Радонежского, с момента её создания в 1992 году. Бóльшая часть наших священников – выпускники Новосибирского государственного университета (НГУ), в то время – молодые учёные, ходившие в новопостроенный храм.

После окончания университета меня сначала позвали преподавать математику, а через несколько лет преподавания я стал священником.

Н.С.: Можно сказать, что вы сразу почувствовали своё двойное призвание?

В.Ш.: Здесь слово почувствовал, наверное, не совсем подходит. Призвание к преподаванию, как и призвание к священству, исходило от нужд Церкви. В своё время я не предполагал, что буду учителем и священником. Но как одно, так и второе наполняют мою жизнь смыслом.

Н.С.: Позже вы организовали в гимназии кружок, сейчас превратившийся в Кружок НТИ. Расскажите немного о занятиях в нём. Отличается ли он от светских кружков информатики?

В.Ш.: Наверное, небольшие отличия есть. Чтобы понять их, необходимо представить специфику нашей гимназии. При её основании была поставлена цель соединить добротное образование с церковным воспитанием. То есть родители нашего прихода создали школу для своих детей, чтобы те могли учиться в православной среде, вместе молиться и проводить праздники. И чтобы при этом образование детей было полноценным, давало возможность поступать в вузы.

Школа наша небольшая, есть всего одна вертикаль классов, в каждом из которых 20–25 человек. Наши ученики, с одной стороны, приходят к нам без специального отбора, поэтому уровень способностей у всех разный. С другой стороны, многие из них обладают неплохой мотивацией, поскольку хорошая учёба является добродетелью и стремление к ней всячески поддерживается. А то, что гимназия находится в Новосибирском Академгородке, является дополнительным стимулом для активной вовлечённости в учебный процесс.

Наш кружок НТИ зародился из кружка по программированию, который я пытался запустить для учеников 7 класса. Мне хотелось пораньше познакомить детей с текстовым программированием, чтобы в старших классах они могли опираться на некоторую базу и мы бы больше с ними могли сделать. Потом к простому программированию, можно так сказать, добавились занятия робототехникой.

В настоящее время в кружке занимается разновозрастная группа: учащиеся 7–11 классов. От каждого класса активно ходит примерно 2–3 человека, иногда больше.

Вы спрашиваете, отличается ли наш кружок от светского. Самое большое внешнее отличие — это то, что я преподаю в рясе и с крестом. Мы в гимназии обычно молимся вместе с учениками перед занятиями, они обращаются ко мне по-церковному. В содержательной же части мы разбираем вещи обыкновенные, технологические: программирование, алгоритмы, математические задачи.

Н.С.: Ваши воспитанники регулярно выходят в финал Национальной технологической олимпиады (НТО) и часто становятся её призёрами. Расскажите, как в кружке начали готовиться к ней?

В.Ш.: Когда появилась Олимпиада НТИ Кружкового движения [прим. ред.: сейчас – НТО], нам рассказал про неё добрый человек из Департамента образования. Сначала мы решили поучаствовать в ней малыми силами: в первый год только один ученик решал задания и попал на финал. После такой разведки начали готовиться более целенаправленно.

Сейчас наш кружок называется кружком НТИ, потому что мы занимаемся со школьниками, опираясь на профили НТО. Олимпиада мотивирует нас узнавать больше об информационных и инженерных технологиях. Я стараюсь не ставить главной целью получение дипломов и призов. Вместо этого с самого начала ребятам говорю: «Участие в НТО призвано поднять вашу мотивацию, помочь увидеть возможности для применения знаний и умений в будущем». Мы помогаем участвовать в олимпиаде всем желающим и радуемся, если у них что-то получается.
Воспитанники Владимира Шина на дистанционном финале НТО
Н.С.: Может быть, у вас есть особая методика подготовки учеников к олимпиаде?

В.Ш.: Не уверен, что это можно назвать особой методикой. С самого начала я пытаюсь выяснить, что им хочется попробовать. Рассказываю про возможные направления НТО, а ребята, исходя из своих и школьных возможностей, пытаются выбирать. Возможности эти не безграничны в нашей маленькой школе, но подготовка к некоторым профилям НТО нам вполне по силам. Если же кто-то заинтересовался незнакомым профилем, то я предлагаю разбираться вместе, сразу предупреждая, что не знаю, что нас там ждет. Думаю, что такая ненавязчивость помогает нашим ученикам лучше раскрыться.

В какой-то момент наступает рубеж, когда самые продвинутые ребята меня обгоняют и убегают вперёд, дальше я лишь их поддерживаю, иногда советую, что посмотреть, поискать. А с кем-то мы идём вместе до конца, достигаем какого-то посильного уровня. Даже если не доходим до финала, то всё равно такие занятия позволяют расширить кругозор и понять, чем хочется заниматься дальше.

Н.С.: А ребята, обогнавшие вас, как-то участвуют в жизни кружка?

В.Ш.: Многие из них выпустились, у них новый круг забот. Хотя несколько выпускников приходили и помогали. Одна из них, Таисия Рагозина, вместе со мной работала над участием в Конкурсе кружков. Раньше она была финалистом НТО по профилю «Нейротехнологии и когнитивные науки», а в настоящее время преподает в нашей гимназии.

Активно помогали мне с участием в Конкурсе кружков и другие ребята. У нас в тот год была сильная команда, можно сказать, ребята на пике формы, участвовавшие в двух-трёх профилях НТО одновременно. Сейчас они уже выпустились.

Н.С.: Куда поступают ваши ученики после выпуска из гимназии?

В.Ш.: Многие из них поступают в НГУ, который расположен совсем рядом, в Академгородке. Они выбирают разные факультеты: механико-математический, физический, информационных технологий и естественных наук. Иногда выпускники идут и в другие вузы Новосибирска.

А один наш кружковец поступил в духовную семинарию. Занятия технологиями и участие в олимпиаде не помешали ему сделать свой особый выбор, и я полагаю, участие в работе кружка поможет ему в будущем.
Участники кружка НТИ на соревнованиях YetiCTF 2023 от НГТУ
Н.С.: Ваш кружок уникален. Как вы считаете, должна ли сейчас церковь быть местом для просвещения и обучения, как это было в истории России раньше? Хорошо бы было, если стало появляться больше православных гимназий?

В.Ш.: У нас в стране есть и другие православные гимназии. Они все, как и наша школа, немножко различаются, но задачи ставят перед собой похожие. При этом, думаю, вряд ли все школы могут стать такими.

Православные гимназии могут быть сдерживающим фактором, не позволяющим попадать в школьное образование всему подряд – как доброму, так и безнравственному. Но многие школы не готовы даже просто к тому, чтобы к ним приходили священники для проведения уроков.

У Церкви нет задачи сделать все школы православными. Она должна приводить людей к Богу. Школьное образование – это лишь одна из задач, которую Церковь решает, потому что человеку необразованному сложнее понять и осознать основы веры. В своё время именно монастыри были центрами образования, потому что других мест не было.

Обучение в православной гимназии способно дать человеку церковное мировоззрение, оно накладывает отпечаток в том числе и на то, как воспринимать, например, разные современные технологии. Когда школьники понимают, как работает машинное обучение или как устроены нейронные сети, они более критично относятся к тому, какую информацию они получают при помощи этих технологий.

Н.С.: А как вы думаете, ребёнок из светской школы и из вашего кружка – насколько они по-разному воспринимают нейросети?

В.Ш.: Своим ученикам я говорю, что восторг, который наблюдается у многих по отношению к тому, что могут современные нейросети, разделять не стоит. Необходимо понимать границы возможностей современных технологий. Полагаю, что и в светских кружках ребята, которые разобрались, как работают нейросети, будут так же критично к ним относиться.


Читать продолжение
НАСТАВНИКИ