Таланты | Журнал Кружковое движение

Хороший наставник и упорная подготовка – половина победы

В сентябре я брала интервью у Александра Пикулева о Национальной технологической олимпиаде Junior (НТО Junior). Подбирая к этому интервью фотографии, я заметила кадр, на котором в комнате со множеством новеньких компьютерных мониторов сидел одинокий мальчик. Я узнала у организаторов, что это Паша БЕЗМАТЕРНЫХ из Биробиджана – участник, набравший в 2022 году в сфере «Технологии и виртуальная реальность» НТО Junior 100 баллов из 100. Так вышло, что Паша стал единственным финалистом Еврейской автономной области, поэтому был в команде один. Зато он суперответственно подошёл к подготовке и показал лучший результат по стране. Мне захотелось узнать о Паше побольше.
Паша Безматерных на финале НТО Junior, 2022 г.
Наталия Саюкина: Паша, расскажи о себе. Почему ты выбрал сферу «Технологии и виртуальная реальность» в НТО Junior?

Павел Безматерных: Не могу рассказать о себе многого. Я ученик 8 класса. В принципе, учусь хорошо. Моё хобби – программирование, а ещё я изучаю английский язык.

Кроме этого я занимаюсь в Кванториуме, и там мне предложили поучаствовать в НТО. На самом деле это предлагали всем учащимся «VR/AR-квантума», который как раз-таки направлен на изучение технологий виртуальной и дополненной реальности. Поэтому можно сказать, что всё было предопределено.

Н.С.: Ты хочешь в будущем работать с виртуальной реальностью?

П.Б.: Не знаю насчёт работы в направлении виртуальной реальности, но я предполагаю, что моя будущая профессия будет связана с программированием или чем-то подобным.

Н.С.: Расскажи про отборочные соревнования НТО Junior.

П.Б.: Отборочный тур олимпиады для меня оказался намного сложнее, чем финальный этап. Я думаю, что такая сложность была выставлена, чтобы отобрать лучших участников, то есть тех, кто с лёгкостью справится с задачами второго этапа.

Отборочные задачи были связаны с математическими вычислениями, а ещё в них часто приходилось прибегать к самой программе Varwin, на которой выполнялись задания финального этапа.

Н.С.: А в финале всё было уже полегче?

П.Б.: На отборочном этапе задания давались в виде обычных задач, а в финале они были похожи на техническое задание: сразу было понятно, что нужно сделать. Все типы задач, которые сложно привести к такому виду, отсеяли. Так на финал, например, не попали сложные математические вычисления с большими массивами данных. То есть были отсеяны все самые сложные для меня темы.

Оставшиеся задачи проверяли способность работать с разными функциями программы Varwin, которую было необходимо изучить за время подготовки к олимпиаде и отборочного этапа. Давались задания на работу со сценой, с кодом, с математическими вычислениями, с исправлением ошибок в коде и просто задания на то, как создаются VR/AR приложения.

Все задачи финала были даны в списке в определённой последовательности. Так соблюдался некий паттерн того, в какой очерёдности выполняются задачи при разработке приложений. Также эти задачи следовали друг за другом по сюжетной составляющей. Этот сюжет даже немного облегчал их решение.

А ещё на финале было огромное количество времени для работы над задачами. В том числе и поэтому второй этап показался мне легче.

Н.С.: Какая задача тебе запомнилась больше всего?

П.Б.: Больше всего мне запомнился сюжет, который прослеживался в задачах. Там были персонажи, которые жили в воображаемом виртуальном мире. У них произошёл переполох из-за вируса, и на протяжении выполнения заданий нужно было победить этот вирус.

Поэтому из заданий мне больше всего запомнилось последнее: для его решения нужно было собрать в код решения всех предыдущих задач. То есть справиться с последней задачей было возможно только решив все предыдущие задания. Она завершала сюжет: после введения правильного кода вирус был побеждён.

Н.С.: А у тебя не возникло желания сказать: нет, я не буду участвовать в одиночку?

П.Б.: Вовсе нет. Я даже не думал о том, что это командные соревнования. А ещё я понимал, какой уровень сложности меня ожидает и никаких возражений на этот счёт у меня не было.

В заданиях финала изначально нет деления на специальности. Участники команды сами решают, кто из них какую роль выполняет, и разделяют задачи из списка между собой. Определение того, кто займётся задачей, определяет и способ её решения.

Конечно, когда ты работаешь один, времени успеть выполнить все задания у тебя меньше, чем у команды, где все решают разные задачи одновременно. Но, как показала практика, мне времени хватило.

Н.С.: Ты набрал в олимпиаде 100 баллов из 100. Как ты думаешь, почему у тебя получилось справиться так хорошо?

П.Б.: На момент написания олимпиады я достиг предельного возраста, в котором можно участвовать в НТО Junior – мне было 13 лет. До этого я достаточно долго занимался VR-технологиями в Кванториуме.

А ещё мне помогло то, что задания мы выполняли в Varwin. Эта программа использует не обычный код, а визуальное блочное программирование. То есть там нужно просто думать логически и создавать алгоритмы при помощи блоков. Не нужно было писать программные функции. Такое простое задание возможно выполнить на 100 баллов.
Н.С.: Как ты подготовился к НТО Junior? Думаю, рассказ об этом поможет ребятам, которые сейчас готовятся к финалам олимпиады.

П.Б.: Я решил все подготовительные задания, присланные организаторами. Ещё я готовился к олимпиаде в Кванториуме со своим преподавателем, Игорем Леонидовичем Вялковым. Он в этой теме давно и помог мне разобрать часть задач. Если у вас есть хороший наставник, то НТО Junior – это посильная задача.

Также я довольно много уделял времени подготовке вне Кванториума. Задачи, которые я никак не мог понять, я разбирал дома самостоятельно. Это очень мне помогло на финальном этапе. После самостоятельного домашнего разбора сделать то же самое на олимпиаде для меня не составило труда.

Н.С.: А как ты распределял своё время на олимпиаде?

П.Б.: Сперва я просмотрел все задания и отсортировал их у себя в голове по степени сложности на те, что я могу решить буквально за 5 минут, и те, которые я, возможно, даже не смогу решить правильно. Вначале я решал лёгкие задачи, чтобы гарантированно набрать какое-то количество баллов, а потом смог уделить больше времени сложным заданиям.

Н.С.: Организатор профиля, Александр Пикулев, говорил, что иногда и в других регионах на НТО Junior оказывается только один финалист. Что бы ты посоветовал ребятам, оказавшимся в одиночку?

П.Б.: Наверное, уделять больше времени подготовке. Когда ты один, ты не можешь понадеяться на кого-то ещё, нужно уметь делать все типы заданий.

Н.С.: А что бы ты посоветовал всем участникам НТО?

П.Б.: Не унывать и дальше продолжать изучать выбранную тему.

Н.С.: Участвуешь ли в этом году во взрослой НТО?

П.Б.: Нет. Взрослая НТО – это уже совершенно другой уровень. Перед выполнением задач на программирование там нужно решить на отборочном этапе достаточно сложные математические задачи. Не то чтобы я был плох в математике, но я считаю, что сейчас моих математических возможностей не хватит, чтобы написать работу олимпиадного уровня.

И на финале в НТО используются более профессиональные программы, которые я начал изучать только в прошлом году. Поэтому я планирую поучиться ещё хотя бы год, а потом уже участвовать во взрослой НТО.

Н.С.: Как ты думаешь, позанимавшись в Кванториуме несколько лет и поучаствовав в НТО Junior, VR-проект какого уровня ты можешь сделать? Например, мог бы ты создать пространство с домом, лесом вокруг и бегающими по лесу волками?

П.Б.: Ну, это довольно примитивная задача. Там используются основные методы программирования и самое простейшее 3D-моделирование. Поэтому такую задачу я выполнить могу. А вот создать нечто вроде огромной 3D-модели города и оживить его мне уже не по силам. Мои навыки достаточно средние.

Думаю, я справлюсь со многими заданиями, если меня не ограничивать во времени, выборе программ и способах решения этих заданий.

Н.С.: Мне кажется, что для школьника твои навыки очень хороши, и ты ещё многому научишься до окончания школы. А что было после того, как ты стал победителем НТО Junior?

П.Б.: К сожалению, по некоторым причинам я не смог попасть на слёт и увидеться с другими финалистами. Я просто смотрел вебинары с разборами заданий и узнавал, какими ещё способами можно было бы решить финальные задачи.

Зато после олимпиады меня показали в областных новостях. НТО Junior стала для меня первой олимпиадой, где я показал отличный результат и зарекомендовал себя как хорошего ученика. Поэтому, хотя я не участвую в этом году в НТО, я думаю, моя история с ней ещё будет иметь продолжение.
Паша в мерче слёта НТО Junior
ТАЛАНТЫ