Н.С.: Радмир, расскажи, пожалуйста о себе и вашей лаборатории.
Р.Х.: Я с детства увлекался электроникой, любил разбирать игрушки и модифицировать их. В «Траекторию» пришел в 8 классе. Особенность нашего кружка – отсутствие постоянного расписания. Мы работаем по технологии вызовов и челленджей. Ими могут стать соревнования вроде Национальной технологической олимпиады (НТО, бывшая Олимпиада КД НТИ), «Дежурного по планете» или фестиваля Rukami. Есть конкурсы, на которых ты представляешь готовый проект, а где-то от тебя требуются знания. Мы комплексно работаем по этим вызовам в своих группах по интересам. А иногда просто собираем проекты.
Н.С.: К какой группе принадлежишь ты?
Р.Х.: Мне более всего интересны темы интернета вещей и умных городов, в этом году потянулся к космическим технологиям.
Но в кружке много направлений. Есть электроника на Arduino, робототехника Lego, программирование на Python, биохимическая группа, космическое направление. У каждой группы свои области изучения, конкурсы, но мы можем пересекаться, нет деления на конкретные группы. Но в той же НТО есть несколько направлений, и мы можем комплексно готовиться к ней с междисциплинарными проектами.
Н.С.: Давно ты узнал про Национальную технологическую олимпиаду?
Р.Х.: Я узнал о ней как об олимпиаде КД НТИ в восьмом классе, тогда она была инновационным мероприятием. С заинтересованными ребятами мы пошли на профиль «Умный город». Чтобы подготовиться, сделали простенький макет умного дома по заданию предыдущего года, получился проект «Коробка», который в дальнейшем, модифицируя, мы стали «таскать» по городским конкурсам.
На самой Олимпиаде в 2019 г. наша команда оказалась не лучшей, а мне не хватило знаний по контроллеру Arduino, но было интересно. Для меня эти состязания стали первой соревновательной практикой, возможностью поработать с деталями, что-то запрограммировать. После мы загорелись техническим творчеством.
Я стал участвовать в Олимпиаде КД НТИ по разным профилям каждый год. Например, в этом сезоне съездил на «Спутниковые системы», а в спецпроекте «Цифровые сенсорные системы» заняли командой победное место. Также остался верен профилю «Умный город». Мы с нашими кружковцами Азатом Богдановым и Ильей Антоновым стали призерами в личном зачете.
Н.С.: Как выглядел новый проект для профиля «Умный город»?
Р.Х.: В Томске правительство приняло решение о строительстве университетского кампуса, а участникам Олимпиады нужно было сделать концепцию: решить, какие здания строить, какие системы в них интегрировать, что делать с пропусками, обеспечением безопасности, где можно жить, подумать о детском садике... Чтобы получился мини-городок.
Н.С.: Много кто пытается сейчас придумывать умные города. Была ли у вашего проекта кампуса какая-то фишка, отличающая его от других?
Р.Х.: Да. Наш проект умного дома «Коробка» объединили с помощью интернета вещей с проектом наших кружковцев «Пожарная станция». Кстати, он тоже финалист профиля «Умный город» в Олимпиаде КД НТИ. У объекта «умный дом» были системы обеспечения доступа, аппаратной сигнализации, охраны. Информация о произошедшем событии отправлялась на сервер, обрабатывалась городскими службами и передавалась дальше, например, для вызова пожарных или милиции. В нынешних умных городах слабая интеграция, а мы же одновременно делали взаимосвязи и пытались обеспечить их бесперебойность.
Н.С.: А какое мероприятие в целом тебе запомнилось больше всего?
Р.Х.: Самое интересное мероприятие за последний год – Всемирная олимпиада роботов (WRO). Мы прошли на финал в Иннополисе, и это был первый конкурс, на который мы поехали в другой город со своим проектом. У нас до этого только «Коробка» была… не очень красивая. За две недели мы осознали, что именно будем модифицировать, сплотились, заказали с AliExpress’а детали и построили коробку из фанеры.
Н.С.: Из фанеры?
Р.Х.: Да, из фанеры. Наш умный город, в который на тот момент входили школа, пожарная станция, завод и дом, размещались на фанерной платформе 2х2 м. В то же время она могла превращаться в коробку для перевозки проекта. Уникальность решения была в использовании платформы интернета вещей Node Red, она упрощает управление объектами.
Н.С: Говорят, в этом году ты побывал в «Сириусе». Расскажешь, какой конкретно проект там делал со своей командой?
Р.Х.: Я с другими участниками создавал участок нефтепровода и систему мониторинга его состояния в условиях протечек, зашлакованности и незаконных врезок. Инновационная идея проекта заключается в применении технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности эксплуатации, в том числе экстренного перекрытия задвижек участка трубы. Мы с командой делали сервер сбора и обработки данных, писали код веб-интерфейса, обучали нейросеть. Это был самый «материальный» проект в «Сириусе», около 60 позиций комплектующих. А благодаря очному пребыванию на смене я смог познакомиться с ребятами с похожими интересами.
Н.С.: А есть ли у тебя персональный проект?
Р.Х.: Да, он связан с интернетом вещей. Мой папа работает в компании, занимающейся обслуживанием систем автоматической пожарной сигнализации (АПС). Проблема была в том, что в многоэтажных домах по подъездам стояла обособленная автоматика. Нужно было ее объединить, чтобы следить за этажами удаленно. А у производителя такого решения не было. Пришлось разрабатывать проект «Интеграция АПС с IoT». Я сделал модуль для общего сбора данных и веб-сервер, куда прилетают и обрабатываются данные со всего дома. Кстати, с ним участвовал в фестивале Rukami, стал призером в конкурсе проектов «Большие вызовы».
Н.С.: Есть ли в вашем кружке еще проекты, которые получили реализацию?
Р.Х.: Есть, например, у моих одноклассников Булата Галимова и Ильяса Гайнанова. Они на онлайн-интенсиве в июле этого года придумали ветрогенератор для острова Кильпола, упрощающий производствоа и с меньшей стоимостью. Корпус устройства был напечатан на 3D-принтере. Булат дорабатывал проект на острове, а Ильяс, к сожалению, не смог поехать из-за болезни, но присоединился дистанционно. Правда, ветрогенератор не заработал, потому что на острове не смогли напечатать новый модифицированный корпус.
Н.С.: Что тебе дали олимпиады и конкурсы, в которых ты участвовал?
Р.Х.: Когда мы делаем проект в «Траектории», то одновременно изучаем что-то новое. Какую-то технологию, которую хотим внедрить. Одновременно приобретаем hard и soft skills. Учимся взаимодействовать в команде, правильно расставлять приоритеты, распределять задачи. Очень хорошо, что мероприятия, в которых я участвовал, практикоориентированны, я многому научился.
Н.С.: Представь, что у тебя есть возможность самому устроить образовательное мероприятие для людей из вашего кружка. Что бы ты сделал?
Р.Х.: Какой-нибудь интенсив по интернету вещей, это востребованная технология. Или тот же хакатон. Чтобы вначале все активно обсуждали новую идею, а потом пытались ее реализовать, сделать то, что никто прежде не делал. Можно предложить кейсы, проекты по космонавтике или энергетике, которые были бы интегрированы со школьной программой, ведь мы, как-никак, еще ученики.
Н.С.: Что бы ты хотел сказать своим сверстникам? Может быть у тебя есть для них какой-то совет или пожелание?
Р.Х.: Хочу порекомендовать другим школьникам не бояться участвовать в практических мероприятиях и вступать в активное обсуждение идей. Тот же Ильяс Гайнанов, побаивался теоретических мероприятий, а как пошел на Олимпиаду КД НТИ, так загорелся, что уже в четырех таких поучаствовал.
Рекомендую сделать небольшой проект или хотя бы какие-нибудь курсы посмотреть, почитать про будущее и современные технологии. Синхронизироваться с современностью, если можно так сказать.