Технологии Кружкового движения | Журнал Кружковое движение

Синтепуховое облако, плывущее в будущее

16 декабря 2022 года. На улице метель, и поздний гость спешит на Предновогодний бал Кружкового движения. Поднимается по широкой чёрной металлической лестнице, проходит через стеклянные двери, и его окутывают тепло, музыка и знакомые голоса. Он поворачивает голову налево и видит вдалеке танцующие пары в бликах диско-шара, отдыхающих за столиками, и ближе всего – большое синтепоновое облако, подсвеченное диодными лампочками изнутри. Вот возле облака двое берутся за руки – и оно гаснет, а после постепенно загорается новыми радужными огоньками. Это техноарт-проект кружковцев Стаси Рычки, Ирины Грахмез, Димы Гольдберга и Ксении Гнитько. И облако – не такое простое, как кажется на первый взгляд.
На фоне арт-объекта. Слева направо: Станислава Рычка, Ирина Грахмез, Дмитрий Гольдберг
Стася – студентка МГУ им. М.В. Ломоносова, Ирина и Дима – школьники из города Троицк, а Ксения Гнитько – исследовательница в области информационных технологий. Вдохновлённые нейротехнологом Иваном Ниненко, они решили сделать техноарт-объект к балу. Ребята серьёзно подошли к делу и, разрабатывая концепцию проекта, советовались не только с Иваном, но и с куратором проектов в сфере современного искусства Анной Пепловой и членом троицкого фаблаба «ЦМИТ "Техноспарк"» Ириной Бурдуковой.

На первую встречу ребята собрались в офисе Ассоциации кружков – обсуждали общение между людьми и встречу миров как тему бала. Основной идеей стало показать людям альтернативные возможности коммуникации, поэтому объект был задуман так, чтобы с ним одновременно мог взаимодействовать не один человек. Команда постаралась представить себе существ из разных миров, не имеющих общих вербальных средств коммуникации, и найти для них способ невербально общаться друг с другом и миром вокруг.

Главный инструмент, который ребята собирались использовать – плата Makey Makey, при помощи которой можно создавать электрическую цепь из любых токопроводящих предметов – например, человеческой кожи. С помощью такой платы, например, можно делать известное пианино из бананов.

Команда проекта выражает персональную благодарность президенту Ассоциации кружков Алексею Федосееву, который отдал ребятам плату Makey Makey из личных запасов. «Технарь» команды Дима Гольдберг подружился с ней не сразу, но уверенно произнёс: «Федосеев смог – и мы сможем». Эти слова стали для ребят чем-то вроде лозунга.

При работе с облаком Дима использовал программу на языке Python, чтобы понимать, прикоснулся ли пользователь к контактам Makey Makey, а плату Arduino, принимающую сигналы от программы, – для управления внешними устройствами, например, светодиодной лентой.

При тестировании плату подключали к ноутбуку. Это невероятное ощущение: когда держишь в руках проводок, прикасаешься к руке человека, и рождается звук, как от нажатия на клавишу пианино. Как звучат пальцы Ирины? Как звучат ладони Стаси? Удивительно было это слышать. Но бал — это уже пространство с музыкой, которая заглушила бы звуки от объекта, а наушники не все смогли бы надеть из-за сложной причёски или костюма.

Вторым ограничением для команды стала заранее заданная технология, плата Makey Makey. Третьим – тема бала, встреча миров, в которую уже был заложен глубокий смысл, и арт-объект должен был её поддерживать. И четвёртая рамка – количество времени на подготовку.

«Казалось бы, у нас было целых три недели на создание объекта, а это даже дольше, чем идут некоторые проектные школы! Но из-за того, что мы находимся в Троицке, недалеко от огромного города, а не в лесу, как это было в проектной экспедиции на Кильполе, нас отвлекали учёба и другие дела, город засасывает», – посетовала Ирина Грахмез, рассказывая о работе над проектом.

Из-за всего этого решено было вместо звука работать со светом, оставить акцент на прикосновениях и придумать не самое сложное технически воплощение.

Среди прообразов для арт-объекта были кит с инфразвуком, шесть предметов для прикосновений (по количеству контактов платы), облако с цветами и медуза со светящимися щупальцами. Возможно, в какой-нибудь альтернативной вселенной арт-объект выглядел именно так. «Встречу миров можно осознавать через медузу, как встречу с вечностью через камень. Хотя медузы – тоже про вечность. Есть вид медуз, которые живут всегда или, во всяком случае, очень долго. Они возвращаются в стадию полипа и рождаются заново. Генетически это одно и то же существо», – не смогла обойти любимую тему Стася. Однако и эта идея не прижилась.

После консультаций с экспертами была выбрана форма светящегося облака, покрытого синтепухом и зависшего над имитацией водной глади. Облако символизировало свет в тумане будущего. Будущее стало одним из ключевых смыслов, заложенных в арт-объект: как облака беспрерывно находятся пути, так и люди не прекращают идти в будущее.

Физическое воплощение проект получил в офисе Ассоциации кружков в выходные перед балом. Каркас облака сделан из шарообразных китайских фонариков, обклеенных смятыми черновиками договоров. Сверху размещена диодная лента, свет которой рассеивает пришитый и приклеенный по всей поверхности облака синтепух. Во всей этой конструкции спрятаны платы, контакты которых спаяны со светодиодной лентой и двумя спиралям из медной проволоки.
Ирина Грахмез склеивает начинку для облака
К этим медным спиралям по бокам облака нужно прикасаться, чтобы взаимодействовать с арт-объектом. «Это оголённые провода, по которым ток переходит по электронной цепи на кожу. Они очень тонкие и слабые. Мы изучили, что это безопасно, и много раз всё проверили. На самом деле, люди пугаются, если им говорить, что через них идёт ток», – пояснила Стася.

Чтобы не зависеть от наличия в зале столов, ребята сделали платформу из фанеры с подставкой для облака из пластиковых труб и обтянули их тканью.

«Когда работаешь с "внутренностями" объекта, обычно появляется страх, что то, что вы создадите, не будет являться "объектом технологического искусства". А потом всё равно задаёшь себе вопрос: "А кто же в праве называть то, что мы создали, не искусством?"», – рассуждала о работе Ирина Грахмез.

К балу всё было готово, но, как это часто случается, на самом мероприятии всё пошло не совсем по плану. Перед самым началом бала облако вдруг перестало загораться. «Мы сегодня уже запускали арт-объект, – пояснил Дима на балу, – и всё работало. А потом вдруг всё погасло, и мы начали искать проблему. Она оказалась в неисправном двухжильном проводе. Стася написала Данилу Щербакову, техническому специалисту мероприятий Ассоциации кружков, и он привёз другой шнур».

Как пояснил Данил, облаку был пожертвован удлинитель из машины. «У каждого проекта наступает момент, когда всё плохо и ничего не работает, а дальше появляется герой, который всех спасает», – добавила Стася.
Во время бала. Слева направо: Дмитрий Гольдберг, Ирина Грахмез, Станислава Рычка
Зная о том, как было сделано светящееся облако и сколько в него было вложено сил, попробуйте представить его ещё раз. Вот оно парит над возвышением, горя ровным светом через синтепух. Вот двое подходят к облаку и кладут руки на проволочные спирали. Потом замыкают электрическую цепь: прикасаются друг к другу – и облако гаснет. Чувствуете настороженность? Медленно, край за краем, облако начинает загораться разными цветами, до тех пор, пока не будет освещено целиком. Это очень похоже на знакомство людей и зарождающееся общение: сперва многие люди присматриваются друг к другу, а потом постепенно раскрываются, узнавая друг друга всё лучше и лучше, освещаясь новыми красками. Даже сбои, случавшиеся в работе облака, похожи на проблемы, возникающие в общении людей.

Простой на вид и старательно сделанный арт-объект вызвал интерес у гостей бала. Люди подходили посмотреть и потрогать, экспериментировали с тем, на кого и как оно отреагирует. А команда, создавшая этот объект, желает продолжить своё творчество, в том числе на техноарт-школе на Кильполе в наступившем 2023 году.
ТЕХНОЛОГИИ КРУЖКОВОГО ДВИЖЕНИЯ